HP уступает лидерство DellПуивин Там Гэри Макуильямс В IV квартале 2004 г. корпорация Dell прочно удерживала за собой первое место в мире по числу продаваемых компьютеров. Hewlett-Packard (HP) впервые за два года не смогла обогнать конкурента в сезон рождественских продаж. По данным Gartner, рыночная доля HP в конце квартала составила 15%, доля Dell 15,9%. Исследователи IDC отмечают, что общемировые продажи компьютеров в IV квартале выросли на 13,7% до 51,5 млн штук. Соответствующие оценки Gartner, полученные по несколько иной методике, 10,9% и 53,6 млн. Руководство HP, похоже, осознало, что стремление любой ценой захватить максимальную долю рынка далеко не всегда оптимальная стратегия. Новая модель бизнеса корпорации нацелена на максимизацию прибыльности. В течение многих лет HP отчаянно боролась с Dell за статус крупнейшего мирового поставщика персоналок, но теперь решила отказаться от претензий на первое место. Инвесторы одобрили новую стратегию HP. Для бизнеса этой корпорации будет полезен менее агрессивный подход, считает Сунил Редди, инвестиционный менеджер фонда Fifth Third Technology Fund. С ним соглашается и Хью Маллин, менеджер из Putnam Investment Management: Действия HP полностью соответствуют интересам инвесторов. Позиция инвесторов понятна, если учесть, какие приоритеты ставит теперь HP во главу угла. Мы не будем приносить прибыльность в жертву рыночной доле, заявила гендиректор HP Карли Фьорина на встрече с аналитиками в конце прошлого года. Жесткая конкуренция между производителями ПК ведет к постоянному снижению как цен, так и прибыльности в данном сегменте многим компаниям из-за этого пришлось вообще уйти с рынка. Однако HP решила не поддаваться всеобщей тенденции на протяжении последних двух кварталов средняя цена ее ПК, по оценке аналитиков из Gartner, не опускалась ниже $1200. Сама HP утверждает, что средняя отпускная цена ее компьютеров оставалась стабильной в течение всего года. Между тем еще в 2003-м и даже в начале 2004 г. HP прибегала к снижению цен, пытаясь держаться вровень с Dell. Прежняя тактика принесла HP временный успех: в двух из девяти последних кварталов эта корпорация занимала первое место в списке ведущих поставщиков ПК, но ее финансовые показатели оставляли желать лучшего. Начиная с середины 2002 г. операционная прибыль от продажи персональных компьютеров HP ни разу не превысила 1% от объема их продаж. Отказ от претензии на наибольшую рыночную долю сразу же положительно отразился на прибыльности. Квартал, завершившийся 31 октября, принес повышение операционной прибыли подразделения ПК до 1,2%. Фокусируясь на прибыльности, вы можете снизить темпы роста, но взамен получить увеличение эффективности и большую стабильность, говорит Марти Шагрен, аналитик из Victory Capital Management (этому фонду, по данным комиссии SEC, в сентябре принадлежало более 4 млн акций HP). Что толку заниматься бизнесом, не приносящим денег? Пока растущие прибыли HP не повлияли на курс ее акций. За 2004 г. акции корпорации подешевели на 9%, хотя общий показатель Nasdaq Composite Index за то же время чуть-чуть вырос. В августе акции HP опустились до годового минимума, но затем начали подниматься. В пятницу 14 января на торгах в 16.00 на NYSE они подорожали на $0,12 до уровня $20,07 с учетом этого курса рыночная стоимость HP превысила $60 млрд. Впрочем, Шагрен и другие аналитики уверены, что цена HP занижена и любые известия о повышении прибыли приведут к подорожанию акций. (WSJ, 19.01.2005, Александр Силонов) Ведомости |