20.01.2005
Dell Computers

HP уступает лидерство Dell



Пуивин Там
Гэри Макуильямс

В IV квартале 2004 г. корпорация Dell прочно удерживала за собой первое место в мире по числу продаваемых компьютеров. Hewlett-Packard (HP) впервые за два года не смогла обогнать конкурента в сезон рождественских продаж. По данным Gartner, рыночная доля HP в конце квартала составила 15%, доля Dell — 15,9%.

Исследователи IDC отмечают, что общемировые продажи компьютеров в IV квартале выросли на 13,7% до 51,5 млн штук. Соответствующие оценки Gartner, полученные по несколько иной методике, — 10,9% и 53,6 млн. Руководство HP, похоже, осознало, что стремление любой ценой захватить максимальную долю рынка — далеко не всегда оптимальная стратегия. Новая модель бизнеса корпорации нацелена на максимизацию прибыльности.

В течение многих лет HP отчаянно боролась с Dell за статус крупнейшего мирового поставщика “персоналок”, но теперь решила отказаться от претензий на первое место. Инвесторы одобрили новую стратегию HP. “Для бизнеса этой корпорации будет полезен менее агрессивный подход”, — считает Сунил Редди, инвестиционный менеджер фонда Fifth Third Technology Fund. С ним соглашается и Хью Маллин, менеджер из Putnam Investment Management: “Действия HP полностью соответствуют интересам инвесторов”.

Позиция инвесторов понятна, если учесть, какие приоритеты ставит теперь HP во главу угла. “Мы не будем приносить прибыльность в жертву рыночной доле”, — заявила гендиректор HP Карли Фьорина на встрече с аналитиками в конце прошлого года.

Жесткая конкуренция между производителями ПК ведет к постоянному снижению как цен, так и прибыльности в данном сегменте — многим компаниям из-за этого пришлось вообще уйти с рынка. Однако HP решила не поддаваться всеобщей тенденции — на протяжении последних двух кварталов средняя цена ее ПК, по оценке аналитиков из Gartner, не опускалась ниже $1200. Сама HP утверждает, что средняя отпускная цена ее компьютеров оставалась стабильной в течение всего года. Между тем еще в 2003-м и даже в начале 2004 г. HP прибегала к снижению цен, пытаясь держаться вровень с Dell. Прежняя тактика принесла HP временный успех: в двух из девяти последних кварталов эта корпорация занимала первое место в списке ведущих поставщиков ПК, но ее финансовые показатели оставляли желать лучшего. Начиная с середины 2002 г. операционная прибыль от продажи персональных компьютеров HP ни разу не превысила 1% от объема их продаж.

Отказ от претензии на наибольшую рыночную долю сразу же положительно отразился на прибыльности. Квартал, завершившийся 31 октября, принес повышение операционной прибыли подразделения ПК до 1,2%. “Фокусируясь на прибыльности, вы можете снизить темпы роста, но взамен получить увеличение эффективности и большую стабильность, — говорит Марти Шагрен, аналитик из Victory Capital Management (этому фонду, по данным комиссии SEC, в сентябре принадлежало более 4 млн акций HP). — Что толку заниматься бизнесом, не приносящим денег?”

Пока растущие прибыли HP не повлияли на курс ее акций. За 2004 г. акции корпорации подешевели на 9%, хотя общий показатель Nasdaq Composite Index за то же время чуть-чуть вырос. В августе акции HP опустились до годового минимума, но затем начали подниматься. В пятницу 14 января на торгах в 16.00 на NYSE они подорожали на $0,12 до уровня $20,07 — с учетом этого курса рыночная стоимость HP превысила $60 млрд. Впрочем, Шагрен и другие аналитики уверены, что цена HP занижена и любые известия о повышении прибыли приведут к подорожанию акций. (WSJ, 19.01.2005, Александр Силонов)



Ведомости