Результаты исследования «Особенности управления изменениями в компаниях малого и среднего бизнеса»Консалтинговая Группа "ИМИДЖ-Контакт" обнародовала результаты исследования "Особенности управления изменениями в компаниях малого и среднего бизнеса", которое было проведено летом прошлого года. ОБ ИССЛЕДОВАНИИ В исследовании, целью которого было изучение особенностей системы управления изменениями в российских организациях, приняли участие 400 руководителей из двадцати пяти предприятий Владимирской, Тверской областей и г. Москвы. Проект возглавлял руководитель отдела организационного развития и управленческого консультирования Консалтинговой Группы «ИМИДЖ-Контакт», кандидат психологических наук Кулькова Ирина Вячеславовна. В качестве методики исследования были выбраны интервью с руководителями верхнего уровня и опрос среднего управленческого звена с использованием анкеты. Для выявления особенностей проведения изменений на разных предприятиях организации были разбиты на несколько групп по двум критериям. Первый критерий – отраслевая специфика (три группы): · промышленные предприятия; · предприятия пищевой промышленности; · организации, оказывающие услуги физическим и/или юридическим лицам. Второй критерий - время образования (три группы): · созданные до 1991г. и полностью реструктуризированные, включая изменения в системе управления предприятием; · созданные до 1991г. и не полностью реструктуризированные: без изменений в системе управления; · организованные после 1991 года. НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕМЕН В интервью руководителям было предложено выбрать или проранжировать возможные варианты источников перемен в организации: неудовлетворенность клиентов компании, недовольство сотрудников и финансовое состояние компании. Анализ ответов руководителей позволил выстроить следующую иерархию источников изменений: 1. Неудовлетворенные потребители, клиенты компании. На первое место эту причину поставили в 14 организациях от общего числа компаний, принявших участие в исследовании. 2. Финансовое положение. Эту причину как основную назвали 6 предприятий, большинство из которых были созданы до 1991 года и не полностью реструктуризированы, т.е. без изменений в системе управления. 3. Недовольство сотрудников. Руководители выделили эту причину начала перемен как основную на предприятии, образованном до 1991 года и не полностью реструктуризированном. В 4 организациях в качестве основной причины начала проведения изменений были названы личная инициатива, желание и здоровые амбиции лидера компании. Для отслеживания факторов недовольства потребителей менеджеры компаний используют разные способы и методы. Наиболее распространенный метод - это установление полуформальных отношений с заказчиками. Часть предприятий применяет специальные программы и проводит мониторинговые исследования своих клиентов. Систематический мониторинг осуществляют только 3 предприятия из 25, они также используют полученные данные для проведения изменений в работе своей компании. Этот подход свойствен, в первую очередь, компаниям, которые работают на рынке услуг. На отдельных промышленных предприятиях, где функция маркетинга еще пока слабо развита, в качестве критериев удовлетворенности потребителей используют показатели спроса, динамику которого отслеживает отдел сбыта. И наименее распространенный способ исследования лояльности отношения клиентов к компании — проведение маркетинговых исследований, потребность в которых чаще всего вызвана изменениями экономических показателей деятельности компании. Вторая причина - недовольство финансовым положением компании - рассматривается большинством участников исследования в плоскости увеличения прибыли. Восемь первых руководителей, из числа опрошенных, назвали основным источником проведения изменений в своей организации этот фактор. Семеро из них руководят предприятиями, созданными до 1991 года. Представители руководящего состава предприятий значительно реже относят недовольство сотрудников компании к причинам, способным вызвать организационные изменения. Всего 17 из 130 руководителей назвали эту причину в качестве основной для начала проведения изменений. Проводят регулярные опросы в трудовых коллективах 5 компаний из 25, результаты которых используются для совершенствования кадровой политики и улучшения деловой и психологической атмосферы. Таким образом, в большинстве организаций пока не создана стройная система обратной связи с потребителями, которая позволила бы им направлять свои ресурсы и усилия на проведение действительно жизненно необходимых улучшений своей деятельности. В отношении анализа внутренней среды в компаниях картина складывается примерно такая же. Но так или иначе, основываясь на имеющихся фактах (отток клиентов или текучесть кадров), предприятия начинают процесс изменений. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕМЕН Развитие организации значительной частью руководителей понимается как процесс, направленный исключительно на увеличение прибыли. Они редко рассматривают перемены как процесс, направленный на создание будущего. Только 5 организаций, принявших участие в исследовании, имеют план развития компании. В этой группе оказались 3 компании, образованные после 1991г., работающие на рынке услуг, старейшее предприятие пищевой промышленности и бывший советский завод, руководители которого время от времени работают над стратегией развития с консультантами. · для промышленных предприятий наиболее остро в системе управления изменениями стоит проблема отсутствия системного подхода в организации процесса преобразований; · для менеджеров компаний, работающих на рынке услуг, - отсутствие критериев эффективности осуществляемых изменений в работе компании. Руководители предприятий, работающие в пищевой промышленности, проблемы в системе управления изменениями не выделили как наиболее сложные, но, по нашим оценкам, они у них все-таки существуют. ЧТО ПОДВЕРГАЕТСЯ ИЗМЕНЕНИЯМ ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ Анализ полученных результатов показал, что объекты изменений в разных по возрасту организациях совершенно различные. Для предприятий, созданных до 1991 года, важным направлением изменений являются их основные фонды. Причем для предприятий, созданных в период плановой экономики, высвобождение части основных фондов иногда оказывается более важным вопросом, чем их обновление. Они также работают над повышением качества своей продукции, изменением ассортимента выпускаемой продукции и разработкой новых продуктов. Но чем старше предприятие, тем актуальнее для них становится проблема обновления своих фондов. В отличие от старейших предприятий молодые компании, организованные после 1991 года, больше внимания уделяют процессам, связанным с поведением людей на рабочих местах, качественному взаимодействию с клиентами, предпринимательским и инновационным способностям сотрудников. Изменения в производственных процессах происходят по нескольким основным направлениям: · техническое и технологическое перевооружение; · внедрение автоматизированных систем управления; · улучшение качества продукции услуг, их стандартизация; · налаживание производства новых видов продукции и услуг; · контроль издержек. Анализ интервью руководителей позволил выделить три основных подхода к изменениям процесса управления: 1. Изменения в системе управления на данном этапе развития предприятий менее значимы, чем замена оборудования и технологий. Такая позиция свойственна 60% предприятий, принявших участие в исследовании. 2. Перемены воспринимаются как совершенствование ранее созданной системы управления. Это характерно для 20% опрошенных компаний малого и среднего бизнеса. 3. Существенные изменения в системе управления компанией, затрагивающие все ее аспекты, происходят также в 20% организациях. Изменения в организационной структуре компаний – это еще одно направление изменений, о котором достаточно часто говорили руководители. На предприятиях, которые приняли участие в исследовании, создаются новые функциональные отделы (отдел маркетинга, отдел новых разработок, дирекция по качеству, ОТК и т.п.), иногда какие-то функции и отделы, наоборот, объединяются. Лишь в 4 организациях, принявших участие в исследовании, руководители планируют и осуществляют конкретные, хорошо осознаваемые действия, направленные на изменения поведения и мышления своих работников. Две из них - молодые компании – были созданы три года назад, третья относится к числу старейших российских предприятий, а четвертая, основанная в период плановой экономики, регулярно работает с консультантами. Таким образом, подавляющее большинство компаний–участников исследования (21 предприятие) в процессе проведения преобразований в большей степени ориентированы на совершенствование своего производственного процесса. Целенаправленные же действия по изменениям поведения людей на рабочих местах, их мышления и отношения, носят спонтанный, не систематический характер. Осуществляют преобразования, затрагивающие все три процесса, только 4 компании из 25. Но и у них мероприятия, направленные на изменение поведения и мышления сотрудников, осуществляются после проведенных перемен в основном процессе, т.е. преобразования в этих трех сферах происходят не одновременно. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ Оценка проблем, с которыми сталкиваются организации в процессе преобразований, осуществлялась в анкетном опросе. Анкета включала в себя перечень из 20 проблем в 4 блоках: система управления изменениями, взаимодействие и коммуникации, внутренняя среда и психологические проблемы сопротивления изменениям. Проблемы оценивались руководителями по двум параметрам: как часто руководители сталкиваются с проблемами и насколько сложно решаются возникающие на предприятии проблемы осуществления перемен. Сопоставление полученных в результате анализа моделей позволили выявить следующее: механизмы формирования восприятия актуальности и сложности решения возникающих проблем имеют различную структуру. Например, проблемы взаимодействия и коммуникаций в процессе осуществления перемен оказались самыми распространенными на предприятиях, но вместе с тем они же являются и наиболее легко решаемыми. А проблемы психологического сопротивления изменениям, наоборот, по оценкам руководителей, встречаются не так часто, но решаются эти проблемы на предприятиях труднее всего. Таблица 1 ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
Внедрение изменений в компаниях, принявших участие в исследовании, происходит двумя способами. Первый – более распространенный, он подразумевает лидирующую роль первого руководителя. Второй способ также предполагает инициативу сверху, однако его отличие заключается в том, что лидер привлекает управленческую команду, которая разрабатывает концепцию изменений и внедряет ее, мотивируя сотрудников на активное участие. ВЛИЯНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ Результаты анализа актуальности и решаемости проблем свидетельствуют о том, что в более сложной ситуации сегодня находятся руководители предприятий пищевой отрасли. Именно в этих организациях ярко проявляется сопротивление переменам, которое можно наблюдать как среди рядовых сотрудников, так и на уровне управленческой команды. В результате анализа анкет были выделены следующие наиболее актуальные и трудно решаемые проблемы: · жесткое разграничение между подразделениями; · отсутствие энтузиазма у большинства работников по поводу изменений; · боязнь потерять влияние на решения и контроль у большинства руководителей; · нежелание большинства сотрудников рисковать и брать на себя дополнительную ответственность в процессе проведения перемен. Руководители промышленных предприятий встречаются примерно с теми же проблемными ситуациями, что и предприятия пищевой отрасли, но не так часто. И они легче справляются с возникающими трудностями в процессе перемен. Особое место занимают следующие проблемы: · жесткое разграничение между подразделениями предприятия; · сотрудники не обмениваются между собой информацией, новым опытом и новыми знаниями; · отсутствие энтузиазма у большинства работников по поводу изменений; · нежелание большинства работников брать на себя дополнительный риск и ответственность. В компаниях, оказывающих услуги, руководители компаний отметили всего три проблемы, с которыми они наиболее часто сталкиваются в процессе осуществления перемен: · жесткое разграничение между подразделениями компании; · сотрудники не обмениваются между собой информацией, новым опытом и новыми знаниями; · отсутствие энтузиазма у большинства работников по поводу изменений. Таким образом, общими для всех предприятий, независимо от того, в какой отрасли они работают, оказались две проблемы: · жесткое разграничение между подразделениями компании; · отсутствие энтузиазма у большинства работников по поводу изменений. ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕНИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ Как показало наше исследование, наибольшие трудности с организацией и проведением изменений возникают на предприятиях, созданных до 1991 года и не полностью реструктуризированных: без изменений в системе управления. Именно поэтому самой проблемной зоной для этих предприятий является собственно сама система управления изменениями, а также проблемы взаимодействия и коммуникаций: · несистемный подход к процессу проведения реорганизации предприятия; · неадекватная оценка возможностей и ресурсов для проведения изменений; · существенное отставание начала действий от момента принятия решения о проведении изменений. Аналогичные проблемы возникают и на предприятиях, которые также были созданы до 1991 года, но полностью реструктуризированы, включая систему управления. Острота восприятия этого круга проблем у руководителей несколько ниже, чем у руководителей не полностью реструктуризированных предприятий. Среди возникающих проблем в процессе преобразования в этой группе предприятий особое место занимают проблемы внутренней среды: · несистемный подход к процессу проведения реорганизации предприятия; · жесткое разграничение между подразделениями предприятия; · отсутствие энтузиазма у большинства работников по поводу изменений; · нежелание большинства работников брать на себя дополнительный риск и ответственность. Наименьшие трудности возникают у компаний, созданных после 1991 года, в новых рыночных условиях. Осуществляя процесс изменений, менеджеры молодых компаний также сталкиваются с определенными проблемами: · несистемный подход к проведению изменений; · жесткое разграничение между отделами; · нежелание большинства работников брать на себя дополнительный риск и ответственность. Анализ результатов исследования показал, что для всех организаций, независимо от возраста, отраслевой принадлежности и системы управления, самым сложным при проведении преобразований оказалось сопротивление рядовых сотрудников переменам. Именно этот аспект жизнедеятельности предприятия руководители считают наиболее актуальным и трудно решаемым в процессе осуществления организационных изменений. ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ ПЕРЕМЕН Среди наиболее трудно решаемых проблем, по мнению большинства руководителей, принявших участие в исследовании, оказалась проблема определения критериев оценки эффективности проводимых перемен. Чаще всего (51%), говоря об оценке эффективности изменений, руководители называли финансовые и экономические показатели: · получение большей прибыли; · объемы сбыта; · выполнение налоговых обязательств; · уровень текучести кадров; · размер средней заработной платы и т.п. 39% руководителей в качестве критериев оценки эффективности используют также: · скорость принятия решения; · вывод новой продукции на рынок; · изменения в системе работы с потребителями; · хороший морально-психологический климат в коллективе. Затруднились назвать критерии оценки эффективности проводимых перемен 10% руководителей. Таким образом, главными задачами по улучшению процесса управления изменениями на предприятиях малого и среднего бизнеса являются: внедрение системного подхода к проведению преобразований, разработка критериев эффективности осуществляемых перемен и вовлечение всех сотрудников организации в этот процесс.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||