31.01.2005

Бум дорогих программ разразился на рынке MBA в Китае



Кэтрин Каммингс

В стране, где темпы роста экономики составляют порядка 10% в год, отрицательная динамика в экономической статистике наблюдается нечасто. Однако именно такая тенденция складывается сейчас на рынке бизнес-образования в Китае. Авторы опубликованного в конце 2004 г. отчета китайского Национального бюро статистики отмечают, что в 2003 г. число заявлений на программы MBA и Executive MBA (EMBA) сократилось на 20% и составило менее 37 000.

Отчасти это сокращение можно объяснить эпидемией атипичной пневмонии и замедлением роста глобальной экономики. Однако эксперты, отслеживающие развитие бизнес-образования в Китае, говорят о другом важном явлении — тенденции к консолидации местного рынка. После 10 лет устойчивого роста снижение числа заявлений на программы MBA и EMBA свидетельствует о появлении нового вектора на китайском рынке бизнес-образования, особенно в сегменте EMBA.

И если судить по тому, насколько активно международные бизнес-школы ищут в Китае партнеров для создания совместных предприятий, то можно предположить, что число желающих учиться на дорогих и престижных программах сильно возрастет.

“В течение некоторого времени на китайском рынке наблюдался переизбыток предложения недорогих программ EMBA, — говорит доктор Джонатан ди Ролло, аналитик рынка бизнес-образования и владелец консалтинговой компании Career Development China. — Сейчас общее число поступлений в бизнес-школы сокращается, но в верхней части спектра царит оживление — там растут как спрос, так и предложение”.

Осенью 2004 г. Career Development China впервые опубликовала независимый обзор китайского рынка EMBA-программ. В нем перечислены 38 программ, которые в КНР и Гонконге предлагают 30 китайских университетов, а также международные совместные курсы. Общая “пропускная способность” этих заведений составляет 3000 выпускников в год, причем более половины от этого числа приходится на программы в Пекине и Шанхае. Стоимость обучения разная — от $81 000 (программа EMBA, которую предлагает совместный проект Kellogg School и Hong Kong University of Science and Technology) до $2500 и меньше — такую плату взимают многие школы при университетах в Харбине, Тянцзине и т. п.). Составители обзора считают, что наиболее интересные изменения происходят в категории школ, которые в этом списке располагаются непосредственно за Kellogg School. Из наиболее престижных учебных заведений первыми к освоению местного рынка приступили американские бизнес-школы Washington Olin и Rutgers. Обосновавшись в Китае первая — в 2002, а вторая — в 1999 гг., они сформировали нишу бизнес-образования высокого качества и сейчас берут со слушателей от $30 000 до $40 000. В 2004 г. к ним присоединилась Marshall Business School при Университете Южной Калифорнии (USC), предложившая свою программу в Шанхае. Стоимость обучения по этой программе составляет $45 000, но абитуриентов это не отпугнуло: в первый же год школа отобрала на первый курс 52 слушателя. Партнером Marshall в данном проекте стала Antai Business School при Jiao Tong University.

“Надо признать, что к северу от Гонконга мы самая дорогая программа EMBA в регионе”, — говорит директор школы Джон Ван Флит. Прежде чем установить такие расценки, преподаватели школы провели тщательное маркетинговое исследование и пришли к выводу, что в Китае немало студентов, готовых платить большие деньги за высококлассное образование и престижный международный диплом.

Как правило, в Китае транснациональные школы берут за обучение примерно на 30% меньше, чем в своих родных странах, подчеркивая при этом, что разница в цене никак не отражается на качестве. В частности, занятия в шанхайской школе Marshall ведут именитые гуру в области менеджмента, в том числе Алан Шапиро и Ларри Грейнер, прилетающие для этого из Калифорнии. “И здесь и там одни и те же учебные курсы, преподаватели и стандарты качества, — утверждает Ван Флит. — Неудивительно, что 16 наших студентов приезжают на занятия из других городов Китая, а еще 14 вообще приехали учиться из Японии, Тайваня, Гонконга и Индонезии”.

Рост интереса к качеству бизнес-образования, который отмечается в Китае, эксперты объясняют несколькими причинами: китайский студент MBA стал требовательнее, платежеспособность его повышается, а работодатели стремятся минимизировать риски и более придирчиво выбирают программы MBA для своих сотрудников.

На программы EMBA все чаще поступают студенты, самостоятельно оплачивающие свое обучение: менеджеров с дипломом EMBA в стране не хватает, и у выпускников этих программ появляются широкие возможности выбора работы. “В таких условиях компании говорят: “Платите за обучение сами, а если потом вернетесь к нам, мы вас быстро повысим, так что затраты окупятся, — поясняет ди Ролло. — Рынок становится все более зрелым, а студентов, как и их работодателей, все больше интересует окупаемость инвестиций”.

Впрочем, некоторые компании готовы брать на себя расходы на обучение своих сотрудников — полностью или частично. В таких случаях с сотрудником заключается контракт: если тот по окончании бизнес-образования в течение пяти лет перейдет в другую компанию, то за специалиста с дипломом EMBA новый работодатель должен будет заплатить “выкуп”.

Еще одна категория студентов, самостоятельно оплачивающих обучение, — начинающие предприниматели, для которых вложения в диплом EMBA — часть процесса раскрутки собственной компании. “Студенты, заканчивающие обучение, часто объединяются в небольшие группы для создания совместного бизнеса”, — говорит ди Ролло.

Частное предпринимательство в Китае пока только начинает по-настоящему развиваться, и скопить стартовый капитал в этой стране все еще нелегко, однако представители некоторых EMBA-школ заявляют, что порядка 15% их выпускников уходят в семейный бизнес или организуют собственные стартапы.

Еще одним признаком взросления рынка бизнес-образования в Китае стал рост спроса на специалистов с EMBA в таких областях, как финансы или телекоммуникации. Соответственно, растет число специализированных учебных программ для топ-менеджеров. Smith School of Business, к примеру, создала специальную программу EMBA для руководителей компании Otis, крупнейшего в Китае производителя лифтов. (FT, 1.11.2004, Александр Силонов)



Ведомости