01.02.2005

Мать за $16 млрд



SBC Communications Старейшую американскую телефонную компанию AT&T, у которой ежегодно снижается прибыль, покупает бывшая ее часть SBC Communications – за $16 млрд. Если сделку одобрят акционеры и регулирующие органы, SBC станет крупнейшим оператором местной и дальней связи в мире.

SBC заплатит $14,7 млрд своими акциями и еще около $1 млрд дивидендов акционерам AT&T, сообщает Reuters. Инвесторы AT&T обменяют каждую свою акцию на 0,78 акции SBC и получат $1,3 дивидендов за каждую акцию. Эта сделка – этапное событие для телекоммуникационной отрасли США – заканчивается эпоха самой известной американской компании AT&T, которая была основана в 1875 году изобретателем телефона Александром Беллом.

Семь компаний, которые называются Baby Bells, отделились от AT&T в 1984 году и сосредоточились на местной связи. С этого времени бывший монополист AT&T (Ma Bell) мог предоставлять только услуги дальней связи.

После серии сделок по объединению и поглощению осталось всего четыре baby AT&T – Verizon, SBC, BellSouth и Qwest. Все они занимаются местной фиксированной и сотовой связью.

Сейчас AT&T – крупнейший оператор дальней (международной и междугородней) связи, а SBC, которая, как и еще шесть американских телекоммуникационных компаний, раньше входила в состав AT&T, но была насильно отделена от нее в 1984 году по решению антимонопольных органов, предоставляет 50 млн абонентов услуги местной связи на западе и юге США. Покупателей не остановило даже, что из-за жесткой конкуренции в последние годы доходы AT&T сильно снижаются и, по прогнозам аналитиков, продолжат снижение: SBC даже предложила на 2% больше нынешней рыночной цены AT&T ($15,7 млрд).

AT&T и SBC владеют сетями передачи данных. После завершения сделки объединенная компания будет приносить ежегодно около $71 млрд – примерно столько зарабатывает Verizon Communications, до последнего времени крупнейшая американская телекоммуникационная компания.

Представители SBC и AT&T полагают, что объединяемые компании прекрасно дополняют друг друга, поэтому им удастся достичь выдающихся результатов за счет снижения себестоимости предоставляемых услуг: по их прогнозам, начиная с 2008 года объединенная компания будет ежегодно экономить около $2 млрд.

«В телекоммуникационной отрасли происходят кардинальные изменения, – уверен Эдвин Витакер, гендиректор SBC, который и возглавит объединенную компанию. – Мы объединим национальные и международные сети AT&T с продвинутыми платформами SBC и нашими навыками в местной связи, сотовой связи и широкополосном доступе в интернет. Благодаря объединению мы сможем ускорить развитие американской телекоммуникационной отрасли».

В воскресенье руководство AT&T одобрило сделку, а уже в понедельник с утра после собрания директоров SBC было подписано соглашение. «Это дело решенное, – радуется Лэрри Соломон, пресс-секретарь SBC. – Мы только что приобрели AT&T».

В компаниях надеются завершить все формальности до середины 2006 года. Но сделку должны еще одобрить акционеры и антимонопольное ведомство, у которых, очевидно, возникнут претензии.

Многие аналитики уверены, что $16 млрд – слишком высокая цена для компании, ежегодно теряющей прибыль.

«Бизнес AT&T не представляется растущим и вряд ли будет увеличивать доходы, – говорит Грег Горбатенко, аналитик компании Marquis Investment Research. – Мы прогнозируем, что AT&T будет продолжать дешеветь в будущем, потому что позиции дальней связи очень слабы». Низкая рентабельность – главная причина срыва переговоров между SBC AT&T в 2003 году.

«Благодаря этой покупке SBC обгонит другие Baby Bells («дочки» AT&T. – «Газета.Ru») и сможет предоставлять бизнес-клиентам полный набор услуг связи», – не соглашается Джефф Каган, независимый телекоммуникационный аналитик.

Тимофей Дзядко

Газета.RU