Хорошо пошли. Объединяются водочные дистрибуторы "Алкомир" и "Винэксим"Как стало известно Ъ, два ведущих водочного дистрибутора рынка – компании "Винэксим" (известна по брэнду "Путинка") и "Алкомир" (дистрибутор Stolychnaya и Moskovskaya) – договорились об объединении бизнеса. Уже к середине этого года на базе двух компаний будет сформирован новый оператор рынка, который станет крупнейшим продавцом водки в России с беспрецедентными лоббистскими возможностями. Компания "Алкомир" создана в 2002 году. На сегодняшний день является одним из дистрибуторов продукции Allied Domecq и собственной водки "Императорская коллекция", а также эксклюзивным дистрибутором государственных водок Stolychnaya и Moskovskaya, находящихся в управлении ФКП "Союзплодоимпорт". "Алкомир" принадлежит группам компаний "Меркурий" (дистрибутор Philip Morris) и "Мегаполис" (эксклюзивный дистрибутор Reemstma/Imperial Tobacco и Gallaher, дилер табачной фабрики "Балканская звезда", пивоваренной компании "Балтика"). По данным Ъ, на сегодняшний день через группы проходит 35-40% продаж всех табачных изделий в РФ, их суммарный оборот только по табаку составляет $2,1 млрд в год. Компания "Винэксим" образована в 2000 году. По оценкам Ъ, годовой оборот компании превышает $300 млн. Компания занимается дистрибуцией алкогольных напитков, а также является владельцем водочного брэнда "Путинка", разливающегося на московском ликероводочном заводе "Кристалл". В сентябре–октябре, по данным агентства "Бизнес-Аналитика", "Путинка" занимала 2,7% водочного рынка России в стоимостном выражении. А по итогам четвертого квартала (официальных данных по нему пока нет) этот показатель будет существенно больше: в ноябре–декабре ежемесячный объем производства "Путинки" на "Кристалле" составлял 500-700 тыс. дал, что стало первым показателем по отрасли. Сами участники объединения свои планы официально не комментируют. В "Винэксиме" лишь отметили, что говорить о слиянии пока преждевременно. В "Алкомире" от официальных заявлений вообще отказались. Однако в неофициальных беседах планы по грядущему объединению подтвердили источники Ъ в обеих компаниях. По их словам, предварительная схема объединения будет выглядеть следующим образом. На первом этапе компании поделят зоны ответственности по дистрибуции алкогольной продукции, причем каждая из компаний помимо собственного портфеля брэндов будет продавать брэнды своего партнера. После этого оперативное управление "Алкомиром" и "Винэксимом" будет передано новой структуре, которая затем поглотит обоих участников объединения. Как будет выглядеть структура акционерного капитала объединенной компании, пока неизвестно. Собеседники Ъ лишь предположили, что владельцы "Винэксима" и акционеры "Меркурия" и "Мегаполиса" получат равные доли. Объединение компаний планируется завершить к осени. Из опрошенных вчера экспертов лишь глава ТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко высказал сомнение в целесообразности объединения. "Зачем это объединение нужно 'Винэксиму' – 'Путинка' и так прекрасно продается?" – заметил господин Зивенко. Остальные участники рынка объединение "Винэксима" и "Алкомира" называют правильным шагом, указывая, что участники объединения прекрасно дополняют друг друга. "В рамках общих консолидационных процессов это вполне закономерное явление,– говорит бывший руководитель 'Алкомира', а ныне глава компании 'Традиции качества' Андрей Осипов.– Кроме того, 'Алкомир' и 'Винэксим' очень подходят друг другу: 'Путинка' в рознице на 20 рублей дороже Stolychnaya. Имея такой портфель, можно добиться очень многого". "'Алкомиру' необходим в своем портфеле сильный брэнд,– соглашается член совета директоров 'Ливиза' Юрий Локтионов,– а 'Винэксиму' нужно повышать продажи и усиливать дистрибуцию". По общему мнению экспертов, если владельцам обеих компаний удастся реализовать задуманное, на водочном рынке образуется мощнейший конгломерат с дистрибуторской сетью и сильным портфелем брэндов, который по объемам продаж оставит далеко позади всех остальных дистрибуторов водочного рынка. Кроме того, как заметил вчера один из участников рынка, хорошо знакомый с руководством обеих компаний, "это будет беспрецедентный по своим лоббистским возможностям дистрибутор. Вряд ли 'Винэксиму' просто так разрешили бы продавать водку с таким названием. И уж совсем невероятно, чтобы в 'Союзплодоимпорте' не одобрили слияния своего дистрибутора, с которым заключили десятилетний контракт". Глава ФКП Владимир Логинов вчера был недоступен для получения комментариев. ДМИТРИЙ Ъ-ДОБРОВ, РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ КоммерсантЪ |