Бензин вновь подорожает. Эксперты считают, что это случится в конце февраля - начале мартаАлександр Тутушкин Родион Левинский Похоже, ценам на бензин в России еще недолго суждено пребывать в покое. В последней декаде января стали дорожать нефть и нефтепродукты в оптовом звене. Эксперты называют это началом новой тенденции. По их расчетам, к концу февраля началу марта волна повышения цен докатится и до заправок. В декабре в России начали снижаться оптовые цены на нефтепродукты. Эксперты объясняли это повышением вывозной пошлины на нефть, вследствие чего экспорт по отдельным направлениям стал неэффективным. Нефтяники стали поставлять больше сырья на внутренний рынок, что и сбило заводские цены на бензин. В московском регионе, например, по данным Московской топливной ассоциации (МТА), с начала декабря по февраль они понизились на 18-22%. С задержкой в одну-две недели начали снижаться и розничные цены: наиболее ходовой бензин А-92 с конца декабря подешевел на 6%, а дизтопливо и бензины А-80 и А-95 на 5%. Теперь, похоже, наблюдается обратная картина. По данным компании ИнфоТЭК-Консалтинг, сырье с поставкой в январе стоило 2300-2800 руб. за тонну. Но уже февральские партии стоят намного дороже. Так, уфимские НПЗ покупали сырье по 3500-4000 руб. за тонну. Сургутнефтегаз декларировал цену 4500 руб. за тонну. Московский НПЗ делал закупки по 4200-4250 руб. за тонну. К середине третьей декады января появились предложения Роснефти о продаже больших объемов нефти Юганскнефтегаза по цене 4500 руб. за тонну. Оптовый рынок нефтепродуктов не замедлил откликнуться. По данным центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков Кортес, с 22 по 28 января в среднем по России оптовые цены на бензин А-80 выросли на 1,48%, А-92 на 2,82%, А-95 на 2,65%, дизтопливо на 1,54%. А по данным МТА, оптовые цены в московском регионе с сегодняшнего дня повышаются на 7-9%. Аналитик ИГ Петромаркет Мария Чернова объясняет резкий рост цен на нефть снижением с 1 февраля экспортной пошлины со $101 до $83 за тонну. Это должно привести к повышению эффективности экспорта нефти и снижению поставок сырья на внутренний рынок. Аналитик Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев называет еще одной причиной декабрьского снижения цен переориентацию части нефти ЮКОСа с экспортных направлений на внутренний рынок. Компании не удалось ее экспортировать из-за отсутствия средств на оплату экспортных пошлин. А сейчас ситуация изменилась, и "Роснефть", видимо, нашла постоянных трейдеров, которые успешно перекачивают нефть "Юганскнефтегаза" за рубеж, вот цены и стали расти, рассуждает эксперт. Вслед за ростом оптовых цен неизбежно следует повышение розничных. Вопрос лишь в том, в какой срок это произойдет. Исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко полагает, что если в оптовом звене цены продолжат расти, то в конце февраля владельцы АЗС тоже будут вынуждены переписать ценники. По его словам, в последние два месяца цены на заправках снижались не столь быстро, как в оптовом звене. Поэтому розничные торговцы накопили неплохой запас прочности их маржа сейчас составляет порядка 25%. Когда она опустится примерно до 15%, говорит Сергиенко, тогда и может начаться рост цен на АЗС. Мария Чернова из Петромаркета тоже считает, что увеличение розничных цен может задержаться на несколько недель в связи с тем, что за последний месяц мелкооптовые торговцы и владельцы сетей АЗС сделали значительные запасы бензина по относительно невысоким ценам. А один из участников московского розничного рынка нефтепродуктов полагает, что уже в конце февраля цены на АЗС могут вернуться к уровню ноября прошлого года, когда они достигали своих пиковых значений. Впрочем, многое, по крайней мере в столичном регионе, будет зависеть от ЛУКОЙЛа. Именно декабрьское решение компании снизить на 5% цены на бензин на своих заправках стало катализатором общего снижения стоимости моторного топлива. Представитель компании Геннадий Красовский сказал Ведомостям, что ЛУКОЙЛ пока не пересматривал свою ценовую политику. |