01.02.2005

Лучше торговать, чем шить. Решили акционеры томской фабрики "Весна"



Юлия Лях

Акционеры томской швейной фабрики “Весна” разочаровались в бизнесе принадлежащего им предприятия. Они решили закрыть швейное производство, а корпуса, расположенные в центре Томска, продать торговым компаниям. В мае бывшие цеха фабрики заполнят торговые ряды бытовой техники и строительных материалов.


Томская швейная фабрика “Весна” была основана в 1932 г. До 1995 г. специализировалась на пошиве женских пальто, спецодежды и школьной формы. В 2003 г. директор Александр Шельгорн продал принадлежащий ему контрольный пакет акций фабрики Томской сберегательной компании. Интересы Томской сберегательной компании на фабрике представляет председатель правления Промрегионбанка Михаил Андрианов.

В начале мая в здании швейной фабрики “Весна” будет открыт торговый центр “Все для дома”, сообщил “Ведомостям” один из основных акционеров фабрики, председатель правления Промрегионбанка Михаил Андрианов. Фабрика была куплена с долгами в 10 млн руб. и работала с убытками, поэтому совет директоров решил продать оборудование фабрики Заводу резиновой обуви, а здание — торговым компаниям, пояснил он. До апреля “Весна” завершит реконструкцию здания, которая оценивается в $2 млн.

Генеральный директор Завода резиновой обуви Евгений Рудич подтвердил “Ведомостям”, что приобрел швейное оборудование у фабрики “Весна” для своих нужд и уже принял на работу 30 рабочих.

Уже проданы 5000 из 7500 кв. м площадей фабрики, рассказывает Андрианов. Весь первый этаж площадью 2500 кв. м выкупила Компания электрического света, второй — фирма “Академия”, торгующая бытовой техникой, и дилер компании, производящей спортивное оборудование и снаряжение. Третий этаж еще не продан, но, возможно, удастся сдать его в аренду фирме, торгующей мебелью, по ставке 350-400 руб. за 1 кв. м, говорит Андрианов. Назвать сумму сделок он отказался.

Директор Компании электрического света Вадим Коршунов подтвердил покупку площадей фабрики, но сумму сделки также не назвал. “Договор был составлен с условием отсрочки платежа, что удовлетворило компанию, — пояснил он. — Кроме того, здание находится на пересечении двух автомагистралей в центре города с удобной парковкой и подъездными путями”.

С “Академией” вчера связаться не удалось.

Это была не первая попытка акционеров “Весны” избавиться от швейного производства. В начале 2004 г. они хотели продать площади торговым сетям “Фог” и “Лама”, которые предпочли производственное помещение завода “Контур”, где в декабре открыли гипермаркет “Фог-Сити”.

Покупка всего здания швейной фабрики могла обойтись в 56-70 млн руб., но “Лама” отказалась от этого предложения, потому что затраты на его реконструкцию утраивали цену, пояснил директор компании Владислав Левчугов. К тому же рядом находится продуктовый рынок, расположенный в более удобном для покупателей месте, добавил он.

Томская швейная фабрика не единственный пример использования бывших производственных зданий в торговом и офисном качестве.

В 2004 г. в здании бывшего Барнаульского хлопкового комбината, купленного компанией “Ленд”, был открыт гипермаркет “Алтай”, на площади Барнаульского меланжевого завода вслед за “Алтаем” открылся супермаркет посуды, в Томске компания открыла гипермаркет “Томь”, реконструировав за $5 млн бывший цех подшипникового завода “Ролтом”. В прошлом году прекратила существование новосибирская трикотажная фабрика “Сибирь” — теперь на территории ее цехов располагается торговый центр. На трех этажах бывшего производства швейной фабрики “Соревнование” располагается бизнес-центр. Одно из зданий своего производственного комплекса фабрика “Северянка” с 2004 г. сдает в аренду в качестве торгового и офисного помещения.

“Невысокая рентабельность собственного производства (15-20%) подтолкнула нас таким образом экономить на налогах и зарабатывать оборотные средства”, — поясняет начальник финансово-экономического центра “Северянки” Елена Царик. А гендиректор новосибирской швейной фабрики “Синар” Алексей Елезов говорит, что никогда не задумывался о таком пути. “Сдавать в аренду здание, расположенное в центре города, — слишком легкое решение проблем”.

Впрочем, некоторые ритейлоры предпочитают вкладывать деньги в строительство новых зданий. “Мы отказались от помещения бывшего ХБК”, — говорит директор новосибирской сети “Гигант” Евгений Сиренко. Покупать и реконструировать морально устаревшие здания дешевле строительства новых магазинов, но конструкция старых помещений трудно поддается переделке, сказал он.



Ведомости