Полезная еда побила рекорды спросаПродовольственные товары, соответствующие предписаниям диет, полезных для здоровья, способствующие потере веса и вписывающиеся в ускоренный ритм современной жизни, входят в число наиболее быстрорастущих категорий на мировом рынке. Такие данные получены в результате глобального исследования рынка продуктов питания и напитков проведенного компанией ACNielsen. В ходе исследования выявлены три ключевых фактора роста продаж на мировом продовольственном рынке 2004, которые отражают актуальные потребительские тенденции: повышенное внимание к здоровью, стремление к удобству, растущее влияние частных марок розничных сетей. Здоровье и удобство продолжают стимулировать рост продаж продовольственных категорий на мировом рынке. Последнее глобальное исследование выявило, что соевые напитки и питьевые йогурты, в очередной раз, входят в число наиболее быстрорастущих категорий. Наиболее высокие темпы роста демонстрируют небольшие по емкости и наименее развитые рынки Ожирение и диабет Последний отчет ACNielsen из серии Executive News, «Что происходит на мировом рынке — Тенденции развития продовольственного рынка 2004» показывает, что из семи категорий с двузначным темпом роста продаж за последний год пять категорий предоставляли выгоды, связанные с пользой для здоровья и потерей веса (см. Таблицу 1). Причем наиболее динамично развивающиеся в 2004 г. категории — соевые напитки (+31%) и питьевые йогурты (+19%) — входили в число быстрорастущих и по результатам исследования 2002 г. «Как видно из нашего исследования, потребители всего мира озабочены сейчас своим здоровьем и соблюдением диет, что, в частности, обусловлено повышенным вниманием СМИ к таким проблемам, как ожирение и диабет», — отмечает Джейн Перрин, генеральный директор подразделения глобальных исследований ACNielsen и автор отчета. «Это свидетельствует о том, что те игроки продовольственного рынка, которые продвигают на рынок продукты, полезные для здоровья, и, в то же время, удовлетворяющие потребительским запросам в отношении вкусовых качеств и удобства, могут рассчитывать на благосклонность рынка».
Сиюминутное увлечение или долгосрочные лидеры? По результатам более глубокого анализа динамики розничных продаж продовольственных товаров стало очевидным, что интерес потребителей к диетам с высоким содержанием белков и низким содержанием углеводов, особенно на наиболее развитых рынках, стал ключевым фактором развития категорий. Во многих странах популярность этих диет отразилась на росте продаж ряда категорий и спаде продаж других. Например, розничные продажи яиц выросли на мировом рынке на 16%, тогда как ни в одной из десяти категорий группы «несладкие углеводные изделия» стоимостной оборот не увеличился более, чем на 4%. «Вопрос состоит в том, образует ли феномен низкоуглеводного рациона питания значимую нишу в ряде продовольственных категорий, или же это окажется преходящим увлечением», — говорит Джейн Перрин. «Например, в США, где данный феномен был инициирован, уже отмечается некоторое охлаждение интереса к продуктам с низким содержанием углеводов», — отмечает Джейн Перрин. Одна бывшая «звездная» категория, которая, похоже, отходит в тень, это слабоалкогольные коктейли. В 2002 г. они представляли собой одну из наиболее динамичных категорий на мировом рынке с темпом роста продаж на уровне +33%. В 2004 г. прирост стоимостного оборота категории составил лишь +2%, и, в результате, она уже не вошла в число лидеров. «Продуктовые новинки могут вызывать всплески продаж, поскольку происходят пробные покупки, но только те нововведения, которые отвечают устойчивым запросам потребителей, особенно в отношении здоровья и удобства, будут успешными в долгосрочной перспективе», — объясняет г–жа Перрин. Продуктовые категории, которые, по всей видимости, отвечают этим запросам, включают в себя питьевые йогурты (+19%), свежие готовые к употреблению салаты (+8%) и бутилированную воду (+6%). Каждая из них вошла в число наиболее динамичных категорий по результатам исследования как 2002, так и 2004 г. Высокие продажи В целом, темп роста продаж 89 категорий в 59 странах, исследованных компанией ACNielsen, составил +4%. Этот относительно низкий уровень был, в значительной мере, обусловлен медленным ростом наиболее емких и развитых рынков в Европе (+2%) и Северной Америке (+4%). Рост был более существенным в отдельных не таких емких и менее развитых экономических регионах. На Развивающихся Рынках (см. Таблицу 2 для списка стран), общий темп роста продаж составил +10%, причем более трети (34 из 89) рассмотренных продовольственных категорий демонстрировали двузначный темп роста. Например, продажи батончиков со злаками/мюсли/кусочками фруктов выросли в этом регионе на 47%, что было связано с запусками новых продуктов категории в странах Восточной Европе. В России, аналогично мировым тенденциям, активно развиваются как целые категории, ассоциируемые в глазах потребителей со здоровым образом жизни (напр., соки, минеральная вода), так и отдельные «полезные для здоровья» ниши в рамках отдельных категорий (напр., молочные продукты с био– и прочими полезными для здоровья добавками, зеленый чай). Кроме того, прослеживается тенденция по усовершенствованию ассортимента путем вывода на рынок новых продуктовых формул (напр., готовые к употреблению супы), новых типов упаковки, более легких в пользовании, что соответствует потребности рынка в удобстве. «Если огромный потенциал вышеназванных развивающихся рынков не будет учитываться в стратегиях развития глобальных компаний, они рискуют остаться позади своих конкурентов», — отмечает г–жа Перрин. Методология Выводы исследования основаны на данных о розничных продажах 89 категорий в 59 странах, охватывающих Азиатско–Тихоокеанский Регион, Регион Развивающихся Рынков, Европу, Латинскую Америку и Северную Америку (см. Таблицу 2), которые составляют более 93% мирового ВВП и более 77% населения мира. Информация собиралась в течение 12 месяцев, заканчивая июлем 2004 г., и сопоставлялась с предыдущим 12–месячным периодом. Список стран, включенных в исследование Азиатско-Тихоокеанский Регион Австралия Вьетнам Гонконг Индия Индонезия Китай Малайзия Новая Зеландия Сингапур Таиланд Тайвань Филиппины Ю. Корея Япония Европа Австрия Бельгия Великобритания Германия Греция Дания Ирландия Испания Италия Нидерланды Норвегия Португалия Турция Финляндия Франция Швеция Швейцария Регион Развивающихся Рынков Болгария Венгрия Египет Казахстан Латвия Литва Марокко Нигерия ОАЭ Польша Россия Румыния Саудовская Аравия Словакия Словения Хорватия Чехия Эстония ЮАР Латинская Америка Аргентина Бразилия Колумбия Мексика Пуэрто-Рико Центральная Америка (Коста Рика, Эль Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Панама) Чили Северная Америка Канада США Рыжкова Дарья, Деловой Петербург |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||