03.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Лекарственные брэнды под запретом. Аспирин, но-шпа и мезим могут исчезнуть с российского рынка



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Как стало известно "Бизнесу", в скором времени большая часть лекарств может лишиться привычных имен: все торговые марки препаратов будут заменены на специализированные наименования, известные только узкому кругу фармацевтов. Это нововведение может серьезно изменить расстановку сил на рынке.
Сегодня правительство РФ направит в Госдуму законопроект об изменениях в законе "О лекарственном обеспечении". Проект разработан членом Совета федерации от Пензенской области Борисом Шпигелем.
Сенатор предложил запретить использовать на упаковках дженериков (лекарства, производить которые могут все компании) названия брэндов и общеупотребительные названия лекарств. Вместо них на упаковках будет стоять только международное непатентованное наименование (МНН). В итоге с рынка пропадут аспирин и но-шпа, вместо них появятся ацетилсалициловая кислота и дротаверин.
"На российском рынке слишком много аналогичных препаратов-дженериков, выпускающихся под разными торговыми наименованиями. Одного диклофенака существует 200 наименований, парацетамола - 140, аспирина - 50",- говорит Борис Шпигель. Фармкомпании через своих медицинских представителей подкупают врачей, чтобы те выписывали больным препараты именно их производства, сетует сенатор.
"Несмотря на то, что одни и те же препараты выпускаются под разными брэндами, их стоимость может существенно разниться. Так, международный панкреатин известен в России под марками "Мезим" (стоимость препарата в аптеке 37 руб. за 20 штук.- "Бизнес"), "Вестал" (32 руб. за 20 штук), "Пензитал" (42 руб. за 30 штук). После введения законопроекта производители не смогут повышать цены на препараты только за счет брэнда",- говорит президент фармкомпании "Роста" Олег Конев.
По данным исследовательской компании "Фармэксперт", в 2004 году дженерики занимали 72% российского фармрынка в стоимостном выражении, на брэндированные дженерики пришлось 43%.
Эксперты и участники рынка сомневаются в разумности законопроекта. "Когда компания-производитель хочет подчеркнуть качество своего продукта, она регистрирует новое товарное наименование, вкладывается в его продвижение на рынок, в клинические исследования. Поэтому и получается разница в цене",- говорит гендиректор маркетингового агентства Aston Consulting Антон Артемов. По его мнению, нововведение внесет путаницу как в ряды врачей, так и потребителей: "Не стоит также забывать, что многие препараты, такие как корвалол и валидол, вообще не имеют МНН, потому что содержат продукты натурального происхождения".
Если закон будет принят, он серьезно изменит расстановку сил на рынке. "Сейчас фармрынок ориентирован на брэнды. При переходе на МНН увеличится роль брэнда-производителя препарата",- считает гендиректор "Верофарма" Антон Парканский. Он полагает, что нововведение заставит компании серьезно поменять стратегии продвижения товара. "Если сейчас 90% решений о выборе того или иного лекарственного препарата приходилось на врачей, то теперь эта функция перейдет аптечным провизорам и дистрибуторам". Другой участник рынка сомневается в том, что нововведение избавит рынок от взяточничества. "Те деньги, которые платились врачам, теперь достанутся провизорам и дистрибуторам. А отследить такие правонарушения будет намного сложнее",- предупреждает собеседник "Бизнеса". По мнению эксперта по правовым вопросам Светланы Завидовой, изменения усилят роль государства в ценообразовании отрасли.
Однако участники рынка отмечают, что чиновникам вряд ли удастся в короткие сроки изменить правила игры. "Любой выпускаемый дженерик производитель обязан регистрировать в Минздраве каждые пять лет. В течение этого времени отобрать у него лицензию нельзя. Так что если закон будет принят, все равно придется ждать, пока истечет срок уже полученных лицензий",- говорит один из производителей. Он отмечает, что в итоге проиграют компании, чья лицензия истечет быстрее. "Скажем, закон вступит в силу 1 апреля, а производитель успеет зарегистрировать свой продукт за день до этого: значит, в течение пяти лет он сможет играть на брэнде, тогда как другие вынуждены будут отказаться от этого",- поясняет собеседник "Бизнеса".
На вопрос "Бизнеса", будет ли с введением закона отменен и институт регистрации дженериков, Борис Шпигель ответить не смог.

Деловая газета "Бизнес"