"Исток" впадает в российские регионы ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ Как стало известно "Бизнесу", падение объемов продаж заставило алкогольную компанию "Исток" в значительной степени переориентировать сбыт со столицы на регионы. Эксперты полагают, что проблемы "Истока" связаны с постоянными кадровыми перестановками и поздней адаптацией компании к изменившимся рыночным условиям. По данным "Бизнес Аналитики", доля "Истока" в крупнейших городах России сократилась почти в полтора раза: с 3,7% в первом полугодии 2003 года до 2,5% в первом полугодии 2004 года. По Москве ситуация была еще хуже: доля снизилась с 3,8% до 2,3%. Суммарная реализация "Истока", по информации "Бизнеса", упала с $210 млн в 2003 году до $160 млн в 2004-м. "Менеджеры решили наращивать объемы, пытаясь завоевать рынок. Но этого не получилось, старые схемы были нарушены, а новые не были созданы. В итоге произошел резкий спад",- говорит бывший топ-менеджер "Истока" Эрнест Стрельников. Владелец "Истока" Таймураз Бокоев решил всерьез заняться маркетингом в середине 2003 года. Тогда он назначил гендиректором компании экс-главу российского представительства Motorola Бориса Борисова. Вслед за Борисовым в "Исток" пришла целая команда управленцев из крупных компаний сектора FMCG: финдиректор Александр Панков из "Джамилько" (торгует одеждой), директор по стратегическому развитию и маркетингу Дмитрий Крылов из концерна "Калина", директор по продажам Игорь Удотов из Pepsi, а также гендиректор торгового дома Денис Смирнов, пришедший из Kraft Foods. Команда собиралась с прицелом на создание современной системы маркетинга и продаж. Однако этого не произошло. В конце весны 2004 года Борис Борисов покинул компанию, его место занял бывший заместитель гендиректора "Объединенных машиностроительных заводов" Алексей Шавров, однако и он долго не продержался. Недавно его должность отошла Дмитрию Крылову, который к этому времени остался единственным представителем несостоявшейся команды звезд в "Истоке". Остальные к тому времени покинули компанию. Дмитрий Крылов отказался от комментариев, добавив, что "компания будет более открыта для журналистов чуть позже". Теперь Бокоев решил переориентировать компанию на региональный рынок. Как рассказал "Бизнесу" источник в компании, полным ходом ведется подбор персонала для работы в регионах. Параллельно введен режим строжайшей экономии: сокращено до 70% персонала головного офиса. PR-директор "Русского алкоголя" Жанна Олейник полагает, что "Исток" будет востребован в регионах с низким уровнем жизни. Эксперты рынка объясняют спад продаж водки "Исток" падением спроса на дешевую продукцию. "С ростом доходов люди переходят на более дорогую водку, а доля дешевой падает",- говорит председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. А топ-менеджер одной из крупных компаний объясняет падение продаж "Истока" "проблемами с имиджем": "Водка производится в кавказском регионе, у которого крайне негативный имидж, связанный с большим количеством контрафактной продукции. Кроме того, когда "Исток" выходил на рынок, продукция была дешевой за счет "серых" схем налогообложения. Теперь они становятся более прозрачными, что негативно сказывается на рентабельности бизнеса",- говорит он. Деловая газета "Бизнес" |