03.02.2005
Google

Рекорд Google. Поисковая система стала крупнейшей интернет-компанией



Александр Силонов

“Поисковик” Google умело воспользовался бумом на рынке онлайновой рекламы. В последнем квартале минувшего года прибыль компании выросла по сравнению с прошлым годом в восемь раз, а доходы удвоились. Обогнав по капитализации eBay, Google стал крупнейшей интернет-компанией мира.

Чистая квартальная прибыль Google достигла $204 млн, или $0,71 на акцию (в IV квартале 2003 г. — $27 млн, или $0,10 на акцию). Квартальный доход, составивший годом ранее $512 млн, вырос до $1,03 млрд. Основой роста стало увеличение интернет-трафика в рождественский период.

Одна из главных статей дохода Google — плата рекламодателей за ссылки, размещаемые на поисковом портале рядом с результатами поиска. Сейчас, как и год назад, в общей сумме доходов Google около 51% приходится на поисковую рекламу. Доля зарубежных операций в бизнесе компании, составлявшая в 2003 г. 30%, выросла до 35%.

“Нас очень порадовали итоги квартала”, — заявил генеральный директор Google Эрик Шмидт на встрече с инвесторами. Результаты вызвали энтузиазм и на Уолл-стрит. Акции компании, до объявления результатов во вторник вечером стоившие $191,9, начали расти, пробив отметку $200. На утренних торгах в среду за них уже давали $212,5. Капитализация Google, которая во время первичного размещения акций в августе составила $23,1 млрд, достигла $58 млрд. По этому показателю Google обошла интернет-аукцион eBay ($51,7 млрд) и стала крупнейшей интернет-компанией в мире.

Рыночные позиции Google укрепляются, несмотря на усиливающуюся конкуренцию со стороны Microsoft и Yahoo. Google демонстрирует самый динамичный рост и самую высокую рентабельность среди интернет-компаний, отмечает Марк Мэхени, аналитик из American Technology Research.

Microsoft и Yahoo пытаются потеснить Google на рынке онлайновой рекламы, но безуспешно. “Пока мы не видим серьезной конкуренции со стороны Microsoft”, — утверждает Шмидт.

В значительной мере успех Google обусловлен расширением международного бизнеса. “Экспансия на зарубежные рынки станет одним из наших главных приоритетов в 2005 г.”, — говорит Шмидт и обещает, что основой экспансии будет рост собственных подразделений компании, а не покупки.

По мнению руководства Google, спрос на размещение онлайновой рекламы до сих пор остается неудовлетворенным, поэтому даже повышение цен не приведет к замедлению роста прибылей поисковых компаний.

В середине февраля истекает установленный соглашением об IPO срок ограничений на дополнительное размещение акций Google. Это значит, что к находящимися сейчас в обороте 128 млн акций компании может добавиться еще 177 млн. Но аналитики ожидают, что в действительности масштаб дополнительного размещения будет сравнительно невелик и что оно не приведет к заметному удешевлению акций. (Использованы материалы WSJ и FT.)



Ведомости