03.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Россияне "поиграли" на $7 млн. Производителей игр не так посчитали



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА

Исследовательская компания SmartMarketing подсчитала, что за девять месяцев 2004 года россияне потратили на мобильные игры больше $7 млн. По мнению экспертов, это самый перспективный сегмент рынка мобильного контента, и только за последние три месяца его объем увеличился на 50%. Но мнения игроков рынка об исследовании SmartMarketing резко разделились. Если лидеры рынка утверждают, что их "недосчитали", то не вошедшие в рейтинг компании, напротив, считают данные об объемах продаж игр завышенными.
Как рассказал "Бизнесу" ведущий аналитик SmartMarketing Игнатий Киппельман, "при подготовке исследований в компании проводится анализ информации из более чем полутора десятков источников, причем сами поставщики контента здесь играют не очень большую роль". По его мнению, компания исследовала именно рынок мобильных игр, а не представления о нем его участников: "Следует помнить, что, выдавая информацию, каждый из игроков преследует свои коммерческие и маркетинговые интересы".
"Откуда они взяли эти цифры, непонятно, потому что такую статистику оператор не предоставляет, она является конфиденциальной информацией",- сказал "Бизнесу" вице-президент по развитию бизнеса компании LCS (Playfon) Владимир Бородин. Как утверждают в Playfon, только в этом году они одни продали мобильных игр больше чем на $7 млн. В компании NMG (PlayMobile) исследование SmartMarketing также вызывает недоумение. "Реально объем продаж куда больше, так как многие продукты продаются на рынке по цене $4 за продукт и выше. И даже по их текущим прогнозам проданных копий, цифра куда большая",- рассказал главный операционный директор NMG Дмитрий Сергеев. По его словам, к ним из SmartMarketing тоже никто не обращался.
Согласно исследованию SmartMarketing, в этом году в России было продано больше 3 млн игр, а объем их продаж превысил $7 млн. По мнению экспертов, большая часть игр продается сегодня не сотовыми операторами, а независимыми контент-провайдерами. В тройке ведущих производителей контента SmartMarketing называет NMG (PlayMobile), LSC Ltd (Playfon) и SPN Digital (Revkom). Правда, Playfon считает себя лидером рынка: "По нашим собственным исследованиям, мы занимаем больше половины рынка мобильных игр",- сказал Владимир Бородин.
Данные производителей контента о том, игры для каких телефонов самые популярные, также не совпадают со SmartMarketing. Аналитики полагают, что на первом месте по продажам - игры для Nokia и Sony Ericsson. А по информации двух ведущих производителей контента - PlayMobile и Playfon,- больше всего покупают игры для Samsung. На втором и третьем местах - Nokia и Motorola, а Sony Ericsson оба провайдера "отодвигают" на четвертое место.
Другие игроки рынка, наоборот, обвиняют SmartMarketing в завышении показателей: "Основываясь на объемах продаж Java-игр компании Solvo International и принимая во внимание аналитику развития подобного рынка услуг, я считаю, что цифра $7 млн несколько завышена",- сказал представитель пресс-службы компании Solvo International Александр Романов. Дело здесь в высоком уровне мобильного пиратства: "Цифра SmartMarketing 55%, мягко сказать, необъективна. Уровень пиратских копий игр для мобильных, в общем количестве получаемых пользователями, скорее приближается к 70%, если не больше",- рассказал "Бизнесу" Александр Романов. Больше того, по его мнению, покупают Java-игры только технически неграмотные пользователи, остальным проще зайти в интернет: там можно найти лицензионную версию любой игры.

Деловая газета "Бизнес"