03.02.2005
"Аэрофлот" Российские Международные Авиалинии

"Аэрофлот" летит на заправку в Европу



Андрей Ковалевский

Как стало известно ГАЗЕТЕ, в этом году большая часть самолетов "Аэрофлота", летающих за рубеж, будет заправляться топливом не в России, а во Франции и Германии. В аэропортах этих стран тонна авиакеросина стоит на 50 долларов дешевле. Большинство перевозчиков "Аэрофлот" поддерживают, но сами идти на такой шаг не решаются. По мнению экспертов, массовый характер заправка самолетов за рубежом приобретет в том случае, если цены на авиатопливо, которые только в прошлом году увеличились в России в два раза, продолжат расти.

В этом году самолеты 'Аэрофлота', летающие на международных маршрутах, поменяют место заправки. 'Из Шереметьево лайнеры полетят с минимальным запасом топлива, - говорит замгендиректора 'Аэрофлота' Лев Кошляков, - а вот в аэропортах Франции и Германии, таких как Шарль де Голль, Франкфурт и Мюнхен, они будут заправляться по полной программе'. Таким образом, только в этом году 'Аэрофлот' планирует оставить за границей около 40 млн. долларов за керосин, сэкономив при этом около 2 млн. долларов. 'Обвинить нас в нарушениях сложно, - говорит Кошляков. - Каждая тонна ввезенного авиакеросина будет считаться таможенными органами'.

Средняя январская цена на авиакеросин в России составила около 550 долларов за тонну, тогда как за границей - в среднем 490 долларов. 'Ситуация ненормальная, и виной тому уже не столько высокие цены на нефть, сколько ничем не обоснованные действия российских нефтяников', - говорит гендиректор 'Аэрофьюэлз Групп' Владимир Спиридонов. Буквально на днях Федеральная антимонопольная служба инициировала расследование действий нефтяных компаний, взвинтивших цены. Но его итоги станут известны не раньше чем через месяц. Между тем сами нефтяники своей вины в росте цен на авиакеросин не признают и сваливают все на трейдеров. 'Прежде чем попасть в аэропорт, керосин проходит через руки нескольких посредников, устанавливающих свою маржу, - говорит представитель одной из крупных нефтеперерабатывающих компаний, - именно они в большей степени виноваты в двухкратном росте цен за прошедший год'.

По мнению экспертов, от переориентации 'Аэрофлота' в первую очередь пострадает топливозаправочный комплекс (ТЗК) Шереметьево, использующий керосин ЛУКОЙЛа, ТНК, 'Сибнефти' и ЮКОСа. Не исключено, что ему придется снизить объем поставок примерно на 15%. 'Чтобы сохранить объемы, в последний месяц мы вынуждены были работать себе в убыток: закупать топливо у нефтяников за дорого, а продавать дешевле, - говорит замгендиректора ТЗК Дмитрий Ложков, - надеемся, что в этом году цены на керосин снизятся на 5-7%'.

Другие перевозчики к действиям 'Аэрофлота' относятся неоднозначно. 'Мы тоже стараемся заправляться там, где более выгодно, но такой масштабной программы, как у 'Аэрофлота', у нас пока нет', - говорит представитель авиакомпании 'Сибирь' Илья Новохатский. Похожая ситуация и в авиакомпании 'Трансаэро'. 'Частичная заправка за рубежом происходит. Но переходить на массовую закупку авиатоплива за границей мы пока не собираемся', - говорит пресс-секретарь авиакомпании Сергей Быхал. А вот в UTair инициативу 'Аэрофлота' считают в большей степени пиар-акцией, направленной на то, чтобы обратить внимание на проблему. 'Получить серьезную экономию могут лишь крупные международные перевозчики, - говорит представитель этой авиакомпании. - Кроме 'Аэрофлота' на это может рассчитывать, к примеру, 'Пулково'. У авиакомпаний, летающих внутри страны, альтернативы российским аэропортам нет'.

Адекватно среагировали на рост цен одновременно с 'Аэрофлотом' крупнейшие европейские перевозчики, летающие в Россию (Lufthansa, Air France и British Airways). 'Иностранцы умеют считать свои деньги, и как только цена на авиатопливо в нашей стране 'перепрыгнула' европейскую, они тут же стали прилетать сюда с полными баками', - констатирует Владимир Спиридонов. По мнению трейдера, 'катастрофы для нефтяников пока нет, но если за 'Аэрофлотом' потянутся и другие перевозчики, российские нефтяники потеряют серьезную часть рынка нефтепродуктов; естественной реакцией на падение спроса должно стать снижение цен на внутреннем рынке'.

Газета