04.02.2005

Михаил Фрадков атаковал монополистов



Вчера председатель правительства Михаил Фрадков наконец-то вынес на обсуждение кабинета проект нового закона "О защите конкуренции". Если новый закон будет принят в нынешнем варианте, то, как уверяют разработчики закона, Россию ждет бум развития малого и среднего бизнеса. Однако есть опасность, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по объему своих полномочий тогда вполне может стать очередным экономическим мегарегулятором, а главное, начнет конкурировать с налоговиками по части административного нажима на предпринимателей.

Михаил Фрадков заявил вчера о необходимости защиты "честного, социально ориентированного бизнеса", которому государство должно обеспечить равные условия конкуренции. "Нужно, чтобы у нас был приоритет честной конкуренции по принципу: попотел – и заработал",– просто объяснил премьер. О том, как этого добиться, министрам рассказал глава ФАС Игорь Артемьев.

Господин Артемьев сообщил, что, согласно законопроекту, ФАС добровольно освободит от нудной бумажной работы мелких и средних предпринимателей, сделав обязательным согласование сделок с ФАС только в случае, если величина сливаемых либо поглощаемых активов компаний превысит 3 млрд рублей. "По этому показателю мы даже догнали Америку, там действует аналогичный пороговый уровень",– не преминул отметить господин Артемьев. Кроме того, сотрудникам ФАС придется перебирать меньше бумаг, раздумывая над тем, ставить ли заветную визу одобрения под сделкой о покупке акций: разрешение понадобится только тому, кто приобретает блокирующий или контрольный пакет акций или претендует на владение 75% плюс одна акция компании.

Освобождение от ненужной бумажной волокиты усиливает возможности ФАС в борьбе с засильем, по выражению господина Артемьева, "олигопольной" экономики. "Посмотрите вокруг – у нас везде, в любой отрасли или регионе доминируют одно-два крупных предприятия, а рядом с ними – выжженная земля, мелкого и среднего бизнеса рядом не возникает",– нарисовал он печальную картину. Штрафы тоже не помогают – "компании заранее включают их в свой финансовый план (а максимальный штраф – $15 тыс.) и идут нарушать дальше", подчеркнул глава ФАС. С помощью нового закона этому быстро можно положить конец, стоит только применить нововведение – пункт о "коллективном доминировании" на рынке (см. справку). После чего штрафы за нарушение закона, в отличие от сегодняшних, в финансовый план уже не включишь – за злоупотребление доминирующим положением компания может лишиться до 2% от годовой выручки, а за картельный сговор – до 4% оборота (соответствующие поправки к Кодексу об административных правонарушениях ФАС внесет в Белый дом к 1 марта).

Но главная опасность состоит даже не в самих штрафах, а в том, что, согласно законопроекту, определять, кто "доминирует" на рынке, будет непосредственно ФАС. Как подчеркнул на заседании Герман Греф, "многое будет зависеть от правоприменительной практики", потому что, по его мнению, определение товарного рынка, злоупотребление доминирующим положением на котором считается преступлением, в законопроекте дано весьма туманное. Эта служба может превратиться в еще одно пугало для крупного капитала. Именно об этом в конце 2004 года предупреждал Алексей Мордашов на одном из заседаний совета по конкурентоспособности и предпринимательству при премьере: "Если закон будет принят в этом виде, то крупные предприятия можно будет закрывать". ФАС может стать силовым органом, перед которым власти станут ставить те же задачи, что они ставят сейчас перед фискалами: довести ту или иную компанию до экспроприации путем налоговых проверок.

ФАС берется контролировать и госорганы, причем любого уровня: от федерального до регионального и муниципального. А точнее – действия чиновников в рамках господдержки предприятий (предоставление налоговых кредитов, например). Впрочем, ФАС не собирается блокировать предоставление госпомощи, если будут соблюдены простые условия – средства господдержки будут учтены в бюджете, а сама помощь будет предоставляться по результатам конкурса.

У ФАС есть оправдание неопределенности понятий товарных рынков и доминирующего положения на них. "Рассматривая жалобу или возбуждая дело, первое, что должна сделать ФАС,– это определить географические и продуктовые границы товарного рынка, которые могут случайно совпасть с границами субъекта Федерации или с границами России, но могут и не совпадать с ними",– пояснил Ъ начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. По его словам, для определения таких границ ФАС разработала собственную методику, однако после принятия нового закона эту методику нужно будет утвердить постановлением правительства. "Да, формулировки действительно предполагают довольно вольное их толкование, но любое наше решение может быть оспорено в суде",– продолжил господин Сушкевич. "Вы можете захватить до 90% рынка, но если вы не будете злоупотреблять своим доминирующим положением, не будете ущемлять конкурентов, ФАС не обратит на вас никакого внимания. Нормы закона – это своего рода тревожные флажки, расставленные для предупреждения недобросовестной конкуренции",– резюмировал чиновник ФАС.

В целом же, подытожил Игорь Артемьев, изложенные в законопроекте новые антимонопольные правила способны радикально изменить структуру российской экономики. И тогда малый и средний бизнес в России сможет, прямо как в США, производить до 60% ВВП страны и тем самым обеспечить экономический рост.

Правительство в это поверило, и законопроект в целом был одобрен.
АЛЕНА Ъ-КОРНЫШЕВА




Буква закона
Из проекта закона "О защите конкуренции"

Ст. 4 п. 4
товарный рынок – сфера обращения товара, не имеющая заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, определяемая исходя из экономической, технической или иной возможности (целесообразности) приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности (целесообразности) за ее пределами;


п. 11
доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовых организаций), доля которого на рынке определенного товара превышает 50% (в действующем законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" применяется норма 65%.–Ъ), за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовых организаций), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением предусмотренных ниже случаев.

Доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), если в отношении них выполняются следующие условия:

совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доли каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на данном рынке, превышает 50%. Настоящее правило не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее 5%;

совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доли каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на данном рынке, превышает 70%. Настоящее правило не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее 50%;


п. 16
конкурентная (справедливая) цена финансовой услуги – справедливая цена финансовой услуги, определяемая в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности...




Скандальные дела антимонопольного ведомства

Летом 1999 года петербургское управление МАПа обвинило местные топливные компании (Петербургскую топливную компанию, "Фаэтон", "Несте", "Шелл", "Киришинефтеоргсинтез") в ценовом сговоре и повышении цен во время бензинового кризиса весной 1999 года. После двух лет разбирательств суд признал компании виновными в сговоре, однако запретил МАПу штрафовать их.

13 августа 2001 года МАП возбудил дело в отношении правительства Москвы по признакам нарушения закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг": мэрия уполномочила Банк Москвы обслуживать бюджетные счета, предоставив ему преимущества. 3 сентября 2001 года МАП признал мэрию виновной и предписал отменить распоряжение Юрия Лужкова о передаче счетов Банку Москвы. Конфликт мэрии, Банка Москвы и МАПа длился около года и завершился поражением МАПа.

В декабре 2003 года МАП возбудил дело в отношении Федеральной энергетической комиссии, "Газпрома" и "Межрегионгаза". По данным МАПа, эти структуры фактически отлучили газораспределительные компании южных регионов – Краснодарского края, Астраханской и Ростовской областей – от бизнеса по продаже газа, ограничив их деятельность транспортировкой. 15 января 2004 года коллегия МАПа признала факт нарушения. 6 февраля 2004 года МАП выдал нарушителям предписание прекратить согласованные действия при продаже газа конечным потребителям.

13 февраля 2004 года МАП возбудил дело в отношении Государственного таможенного комитета и его страхового брокера "РОСТЭК-Гарант" по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке ОСАГО. По мнению МАПа, в результате действий нарушителей продавать полисы ОСАГО на таможенных пунктах могло ограниченное число компаний, получивших конкурентные преимущества. 25 августа дело прекращено, так как ГТК добровольно прекратил нарушения.

В начале лета 2004 года ФАС обвинила более 15 региональных подразделений нефтяных компаний (в том числе ЛУКОЙЛа и "Роснефти") в картельном сговоре с целью повышения цен на бензин. Однако ФАС не смогла доказать факты сговора, и через несколько месяцев дела были прекращены.

18 августа 2004 года ФАС возбудила дело в отношении "Газпрома", "Межрегионгаза" и "Сургутгазпрома", препятствовавших доступу независимых поставщиков газа – ЗАО "Роспан", ООО "Нортгаз" и ОАО НОВАТЭК – к Единой системе газоснабжения. 20 октября комиссия ФАС признала указанные компании виновными, однако "Газпром" заявил о намерении обжаловать это решение в суде.





КоммерсантЪ