08.02.2005

На большие стройки денег больше нет



Власти города вынуждены отказаться от ранее запланированных больших строек в столице. Виной тому - заметно ослабевший после общероссийских налоговой и льготной реформ столичный бюджет. В минувшую пятницу главный архитектор Москвы Александр Кузьмин несколько раз произнес "не будет" применительно к идеям, которые сам он горячо поддерживает.

В ближайшее время две соседние промзоны у Савеловского и Рижского вокзалов реконструированы не будут. Давно потерявшая актуальность железнодорожная инфраструктура почти в центре Москвы сохранится еще на многие годы. Несмотря на то что главный архитектор располагает концепцией развития района, примыкающего к Рижскому направлению железной дороги.

- Я убежден, - начал Александр Кузьмин, - что необходимо высвободить почти миллион квадратных метров полезной площади на этой территории. Сегодня вдоль железнодорожной ветки у Рижского вокзала располагается промзона: склады, рынки и подобное имущество Московской железной дороги, которое сдается в аренду. При этом на Рижский вокзал приходят всего 2-3 поезда в день, их легко можно перевести на Ленинградский. Грузовые составы пустить по малому железнодорожному кольцу. Маршрут пригородных поездов ограничить платформой "Тушино", то есть ближайшей от области станцией метро, а дальше в центр провести новую ветку метро.

На неопределенное время откладывается и начало строительства Четвертого транспортного кольца. Весь 2005 год строители-дорожники будут решать три глобальные задачи. Первая - две развязки на Третьем транспортном кольце: Шереметьевская улица - Сущевский Вал и Беговая улица - Ленинградский проспект. Вторая задача - Краснопресненский проспект, который соединит Звенигородское шоссе через проспект Маршала Жукова с Новорижским шоссе на МКАД. И третья - трасса на Внуково.

- Раньше, когда дорожный налог аккумулировался в бюджете города, проектировщики не успевали за строителями. Теперь у нас готовы проекты на пять лет вперед, но нет денег на их реализацию, - посетовал Кузьмин. - Cитуация с дорогами в Москве очень серьезная. Мы переживаем настоящий взрыв автомобилизации: ежегодно количество автомобилей в Москве увеличивается на 250 тысяч.

Панельные новостройки не уступят своих позиций в Москве, несмотря на критическое к ним отношение главного архитектора.

- Я не люблю панельные дома, - объявил Александр Викторович, - но город будет вынужден сохранить индустрию панельного домостроения - домостроительные комбинаты. Причиной тому - это мое личное мнение - опасность массовой безработицы в этой отрасли. Ведь на улицу выйдут не творческие интеллигенты, а, так сказать, крепкие и решительные люди.

Впрочем, не всегда главный архитектор Москвы говорит "нет", потому что к этому его вынуждают независящие от него обстоятельства. Иногда его "нет" исполнено позитива. Так, на Лужнецкой набережной не будут строиться многоэтажные монстры, как бы на этом ни настаивали инвесторы, напугавшие общественность своими планами загородить вид на Новодевичий монастырь сверху и Воробьевы горы снизу. Собственники частных коттеджей в Южном Бутове и Ухтомском не будут насильно переселяться при реконструкции этих районов. В Ясеневе не будет восстановлен "Трансвааль-парк" в его прежней ипостаси увеселительного заведения.

Еще одно твердое кузьминское "нет" адресовано разработчикам нового градостроительного законодательства. От имени московских архитекторов (а это половина архитектурного сообщества России) Кузьмин объявил об отказе в сотрудничестве с федералами по причине бесполезности предыдущих контактов. Не стоит рассчитывать на лояльность главного архитектора и общественным защитникам московской старины. "За каждой кампанией по защите исторических памятников, - сообщил Александр Кузьмин, - нет ничего, кроме имущественных интересов".

Впрочем, имущественными интересами объясняется и решение восстановить "Москву" в ее прежнем виде. Горячий сторонник открытого пространства на месте снесенной "Москвы", Кузьмин был вынужден озвучить решение мэра:

- "Москва" будет восстановлена в том виде, в каком она стояла долгие годы. Даже с той самой архитектурной ошибкой, судьба которой превратилась в исторический анекдот (Кузьмин имеет в виду легенду, по которой Иосиф Сталин подписал сразу два проекта строительства гостиницы "Москва", вследствие чего левая и правая части фасада отличаются друг от друга. - "Известия"). В гостинице не будет никаких офисных помещений, только гостиничные номера. Но на первых этажах откроют зону досуга: рестораны, кафе, кинотеатры, которые будут свободны для доступа всех горожан.

Юлия ИГНАТЬЕВА

Известия