08.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Американская предприимчивость против европейской безысходности



НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

Жители Старого и Нового света начинают собственное дело по совершенно разным причинам. К такому выводу пришли социологи, исследовавшие по заказу Еврокомиссии мотивы и готовность жителей США и Евросоюза заниматься частным предпринимательством.
Только 33% европейцев собираются открыть свой бизнес в ближайшие пять лет, в то время как в Соединенных Штатах желают обзавестись собственным делом 46% жителей.
Главные причины, которые мешают предпринимателям Европы и Америки традиционные - это отсутствие стартового капитала, административные барьеры и неблагоприятный экономический климат. На четвертое место бизнесмены поставили страх провала - 51% предпринимателей Евросоюза против 33% в США.
Однако показатели стран ЕС в этом вопросе заметно отличаются. Самыми рисковыми оказались ирландцы. В этой стране боятся фиаско 29% населения - намного меньше, чем у вторых по отчаянности финнов (41%). Самыми осторожными оказались венгры - сразу 80% жителей страны пугает провал своего бизнеса.
50% опрошенных жителей Евросоюза заявили, что работают по найму, и 45% - на самих себя. Среди предпринимателей больше мужчин, чем женщин - 51% против 39%. Как отмечают социологи, положительно сказывается на бизнес-активности европейцев возраст (55% молодых людей от 18-24 лет работают на себя, в более старших поколениях доля бизнесменов снижается до 45%) и "наследственность" - у 51% предпринимателей по крайней мере один из родителей вел свой бизнес, и только 42% вышли из семьи наемных работников.
Сразу 71% американцев начали бизнес, так как обнаружили благоприятную возможность заработать, и только 13% сделали это по необходимости. В Европе несколько иная картина: там предпринимателей, решивших заработать "из интереса" - 55%, в то время как 32% занялись бизнесом, потому что "жизнь заставила". Чем дальше к восточным и южным границам Евросоюза, тем больше доля вынужденных бизнесменов - тех, для кого свое дело нужно для выживания, а не для самореализации.
Кстати, личная свобода и самореализация - это главное, ради чего европейцы готовы оставлять теплые места со стабильной зарплатой (77%). Американцев она интересует меньше - только 21% опрошенных выбрали это пункт. Жители Штатов вопреки стереотипам не гонятся за сверхдоходами от собственного бизнеса: таких только 9% против 23% предпринимателей ЕС. Как выяснилось, американцы занимаются бизнесом ради того, чтобы создать на этой земле нечто новое, свое. Желающих оставить свой след в США 61%, а в ЕС - только 16%.
У тех, кто выбрал работу по найму, мотивы тоже разные. Европейцы просто любят стабильность (30%), а американцев утомляет то, что бизнес привязывает их к себе (28%).

Деловая газета "Бизнес"