Битва за семечки. Производителям подсолнечного масла не хватает сырьяЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА На российском рынке подсолнечного масла грядет передел. В последние месяцы к отечественным агрохолдингам, которые усиливают свое присутствие на этом рынке, присоединились крупные иностранные инвесторы. Однако аналитики предупреждают, что рынок бутилированного масла перенасыщен, к тому же у компаний могут возникнуть серьезные проблемы с сырьем. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в 2003 году в России было произведено 930 тыс. т бутилированного подсолнечного масла на сумму свыше $900 млн. Основными игроками на рынке подсолнечного масла в 2003 году были "Юг Руси" (бренд "Золотая семечка") - 17%, Bunge Ltd. ("Олейна") - 9%, "Русская бакалея" ("Злато") - 6,7% и "ЭФКО" ("Слобода") - 6%. В конце 2004 года о крупных инвестициях в отрасль объявили сразу несколько крупных холдингов: "Солнечные продукты", "Русагро", "Юг Руси" и ростовский "Астон". Интерес к рынку проявляют и транснациональные корпорации. В ноябре 2004 года американская Bunge (марка "Олейна") выкупила за $20 млн у аргентинской Molinos права на производство и продажу на территории России и стран СНГ масла Ideal. В конце января о начале строительства в Тульской области маслоэкстракционного завода объявила американская Cargill, которая вложит в него $60 млн. А на прошлой неделе о возможном выходе на российский рынок подсолнечного масла и строительстве переработочного комбината объявила и Glencore International. Участники рынка объясняют интерес инвесторов активным ростом сегмента бутилированного подсолнечного масла. По предварительным данным ИКАР, в 2004 году доля масла в бутылках выросла на 10% - с 60% до 70%. "На рынке постоянный рост производства и потребления. Рынок бутилированного масла все еще очень далек от насыщения",- говорит PR-директор холдинга "Астон" Игорь Царейкин. С ним соглашается гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько, который отмечает, что сейчас происходит консолидация рынка, и крупные компании постепенно вытесняют маленькие заводы, работающие на старом оборудовании. Однако эксперты отмечают, что производители могут столкнуться с серьезными проблемами из-за нехватки сырья. "С такой проблемой производители столкнутся уже в ближайшем времени, ведь новые мощности вводятся, а площади подсолнечника нарастить нельзя",- говорит ведущий аналитик аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов. По его мнению, сейчас технологические предпосылки для повышения урожайности отсутствуют, к тому же посевные площади уменьшаются за счет других сельскохозяйственных культур. Таким образом, комбинатам, которые построят новые игроки, возможно, будет просто нечего перерабатывать. С Сизовым соглашается директор по маркетингу Международной зерновой компании (представляет в России группу Glencore) Николай Демьянов: "У некоторых заводов сейчас не загружены даже существующие мощности. Проблема обеспечения сырьем нас очень волнует". А начальник отдела продаж фасованного масла группы компаний "ОГО" (брэнды "Элатица" и "Русь") Виталий Пупов вообще считает, что выводить на рынок брэндированное масло сейчас нецелесообразно: "Для него на российском рынке нет места, и выход на рынок стоит слишком дорого". Деловая газета "Бизнес" |