IKEA для регионовТатьяна Романова Специально для российских регионов шведский концерн IKEA разработал единый формат торговых центров. Провинциальные комплексы Мега будут меньше построенных в Москве. В IKEA надеются, что большинство столичных арендаторов останутся прежние.
Первые такие комплексы будут построены в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Региональные комплексы Мега будут представлять собой единое здание площадью около 110 000 кв. м, стоимостью $100-150 млн, где помимо IKEA разместятся продовольственный гипермаркет, магазин формата DIY и еще около 100 арендаторов, рассказал журналистам директор российского представительства IKEA Леннарт. Строить по типовым проектам быстро и выгодно, ведь конвейер всегда дешевле эксклюзива, утверждает Вячеслав Каминский, президент инвестиционной группы DVI, специализирующейся на возведении торгцентров в регионах. По его словам, такие [типовые] торговые центры строятся быстрее, поскольку вопросы проектирования и согласования проекта с СЭС, пожарными и экологами приходится решать единожды. Несмотря на кажущуюся простоту, в строительстве типовых проектов можно столкнуться с некоторыми проблемами, предупреждает Юлия Никуличева, заместитель генерального директора Jones Lang LaSalle. По ее словам, региональные власти часто выделяют под стройку участки с неподведенными коммуникациями. Необходимо учитывать и естественный рельеф местности, считает Никуличева, например, для того чтобы решить проблему естественной впадины на участке, выделенном под строительство "Мега-Химки", архитекторам пришлось вписывать в нее подземную парковку, что невозможно при типовом проекте. Дальгрен рассчитывает, что вместе с IKEA в российские регионы выйдет и пул арендаторов, сформированный в московских Мегах. Сейчас крупнейшими арендаторами комплексов Мега являются OBI и Auchan. Однако не все якорные арендаторы Меги это подтверждают. Представитель сети Auchan на условиях анонимности уточнил, что региональная программа компании еще не сформирована. У нас хорошие партнерские отношения [с IKEA], но говорить о совместном региональном развитии мы не готовы, сообщил осведомленный источник в сети OBI. Другие крупные арендаторы М.Видео и Аdidas-Salomon готовы к сотрудничеству. Мы уже участвуем в одном из региональных проектов IKEA, в этом году открывается Мега-Казань, говорит Михаил Кучмент, директор по маркетингу и продажам М.Видео. Нам подходит [новая региональная] концепция IKEA, вторит ему Дмитрий Биневский, директор по маркетингу Аdidas-Salomon. Ведомости |
|||