08.02.2005

Добровольно никто не страхуется



Алексей Рожков

Введение закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) в России уменьшило доходы страховщиков по добровольным видам автострахования. Отказываются от этой услуги в основном владельцы отечественных автомобилей: они надеются, что выплаты по обязательной «автогражданке» при аварии покроют стоимость ремонта. Объем рынка ОСАГО оценивается почти в 50 млрд. рублей.

Премии страховщиков ОСАГО превысили выплаты в 2,5 раза Еще до вступления закона в силу страховщики называли обязательную «автогражданку» 'локомотивом национального страхового рынка', полагая, что клиенты потянутся и за другими страховыми услугами, почувствовав преимущества ОСАГО. Но на деле автовладельцы, впервые в жизни столкнувшиеся со страхованием вообще, восприняли «автогражданку» как очередной налог.

Российский союз автостраховщиков (РСА) озвучил статистику по ОСАГО за 2004 год - первый полноценный год работы закона (он вступил в силу 1 июля 2004 года). Согласно данным РСА, отечественные страховые компании в прошлом году собрали по обязательной «автогражданке» 49,3 млрд. рублей, а выплатили 18,5 млрд. рублей. То есть премии превысили выплаты более чем в 2,5 раза, хотя прибыльность ОСАГО эксперты рынка оценивают в 15-30%. Сами страховщики не спешат с такими оценками, рассуждая, что время для подобного анализа еще не пришло и необходимо подождать несколько лет, чтобы собрать необходимую статистику.

При этом по итогам 2004 года доля лидера рынка ОСАГО, группы компаний «Росгосстрах», снизилась по сравнению с предыдущим годом на 4,3% - с 37 до 32,7%. В компании говорят, что не снижали качества работы, просто лучше стали действовать конкуренты. Действительно, страховые компании, почувствовав насыщение рынка в Москве, активно идут в регионы, открывают там новые офисы. К примеру, ряд областей монополизирован (что в основном отличает «Росгосстрах») и другими компаниями: «Международная СК «Айни» (Калининградская область), Военно-страховая компания (Псковская область), «Микора» (Чечня), «РЕСО-Гарантия» (Магаданская область), «Спасские ворота» (Чукотский автономный округ).

Рынок добровольного страхования 'автогражданки' умер Первая десятка лидеров в ОСАГО не сильно отличается от лидирующей группы в добровольном автостраховании, хотя во второй группе РОСНО и «Ингосстрах» стоят выше, чем в рейтинге ОСАГО. Это связано с тем, что они работают в сегменте дорогих автомобилей и машин среднего класса.

Преимущество добровольного автострахования перед ОСАГО в том, что через год-другой по обязательному виду будет гораздо больше выплат, мошеннических схем и т.п. Кроме того, автокаско (одновременное страхование от ущерба и угона) часто служит приманкой для клиентов: застраховав автомобиль, клиент страхует в компании имущество, риск несчастного случая, то есть гораздо менее убыточные риски.

После введения ОСАГО серьезно сократился рынок добровольной «автогражданки», поскольку почти все премии по этому виду перешли в ОСАГО, рассказывает замгендиректора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. Во всех регионах, за исключением Москвы и Петербурга, добровольная «автогражданка» практически исчезла. Для поддержания продаж страховщики стали придумывать новые продукты: одной из таких услуг стало расширение суммы покрытия за небольшую премию.

'Разговоры о том, что с введением ОСАГО упали сборы по добровольному автострахованию, ничем не подкреплены, - рассказывает Анна Павлова, руководитель управления кредитно-лизинговых операций компании «Стандарт-Резерв». - Напротив, наши премии по добровольному автострахованию только увеличились».

Автокаско не в почете

И если тарифные ставки по ОСАГО в силах менять лишь правительство, то политику в области добровольного автострахования каждая компания определяет сама. В ряде компаний, к примеру в РОСНО, за год тарифы по каско не менялись. А некоторые, анализируя собственную статистику, корректируют ставки. «Мы изменили тарифы на автокаско, что связано прежде всего с большой убыточностью в автостраховании, - рассказывает Сергей Рябцев, начальник отдела страхования автотранспорта компании «Согласие». - В соответствии с результатами анализа нашей статистики мы повысили тарифы на автомобили старше 5 лет и, напротив, снизили тарифы на страхование новых автомобилей».

По мнению начальника отдела развития бизнеса управления автострахования компании «Ренессанс Страхование» Дмитрия Пионтковского, прогнозы о снижении сборов по добровольному автострахованию частично оправдались. «Отказываются от страхования автокаско своих автомобилей по большей части владельцы отечественных автомобилей и недорогих иномарок, - говорит страховщик. - Эти люди надеются на то, что выплаты по обязательной «автогражданке» покроют стоимость ремонта».

Газета