08.02.2005

Кризис среднесрочного возраста. Герман Греф проигнорировал руководящие указания



Вчера Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) обнародовало переданный в правительство текст проекта программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы). 22 декабря 2004 года проект был возвращен премьером в МЭРТ для исправлений и дополнений – и вернулся обратно по сути неисправленным и недополненным.

Вчера, как накануне прогнозировал Ъ, стало известно о передаче в правительство среднесрочной программы. Ъ также прогнозировал, что разработчики программы вряд ли станут ее переписывать. И это подтвердилось. Документ практически не изменился, несмотря на то что его авторы последние две недели буквально не выходили из своих кабинетов. Но единственное, на что они решились,– это включить "Приложение" (в нем в старом проекте на более чем 50 страницах излагались макроэкономические прогнозы и отраслевые индикаторы до 2015 года) в основную часть программы. Содержание при этом почти не изменилось, если не считать, что появилась новая цифра – 7,1% роста ВВП в 2004 году. Напомним, что еще месяц назад в МЭРТе рассчитывали лишь на 6,9%. Но обнародованные данные Росстата позволили скорректировать этй цифру.

Фактически глава МЭРТа Герман Греф обманул премьера Михаила Фрадкова. 20 января на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при премьере министр обещал включить отраслевые индикаторы, перечисленные в приложении, в основную часть программы (господин Греф при этом подчеркнул, что он делать этого не хотел, но намерен выполнить пожелания начальства, то есть премьера). Формально все выполнено – простой заменой названия раздела. Премьер же добивался совершенно другого. Индикаторы, по его мнению, должны стать самой сутью среднесрочной программы вместо декларации о необходимости экономической свободы, которая была и остается сутью сейчас. Мало того, авторы текста должны, по мысли Михаила Фрадкова, отвечать своими креслами за срыв индикативных показателей, которые они и должны сами разработать. Но как раз этого подчиненным Германа Грефа никак не хотелось: нет обязательств – нет и ответственности. Все необходимые цифры, как известно, предоставили МЭРТу отраслевые министерства (например, сколько они будут добывать в том или ином году нефти, газа, построят дорог и т. д.). Но все эти цифры – из давно уже утвержденных правительством отраслевых стратегий. Так что за их срыв все равно придется отвечать отраслевым министрам независимо от программы Германа Грефа. С ведомства самого Германа Грефа спросить в этих обстоятельствах вообще нечего. Не менее ловко разработчики программы обошли и макроэкономические индикаторы. Показатели темпов роста просто не тронули. И в новом варианте программы так же неопределенно, как и в предыдущем, записано, что удвоения ВВП можно достичь не ранее 2015 года, а ближайшие ежегодные темпы роста не превысят 4-5%, если не будут проведены институциональные реформы. Наконец, точные темпы инфляции вообще не указаны. То есть если в этом году их не снизят до 8,5% (а скорее всего, это не удастся сделать – см. стр. 15), за это придется отвечать министру финансов Алексею Кудрину и председателю ЦБ Сергею Игнатьеву, но никак не Герману Грефу.

В результате программа Герман Грефа никак не изменилась. Таким образом Герман Греф продемострировал, что не собирается отступать с позиций главного защитника свободы предпринимательства и, с другой стороны, противника судейского произвола и прокурорских работников. Конкретные индикаторы его просто не волнуют. Обманутому Михаилу Фрадкову остается только замотать эту программу в бесчисленных согласованиях. Но если президент и дальше откажется отпускать Германа Грефа в отставку (известно, что министр просится в отставку примерно дважды в год), то и эти аппаратные ходы премьеру не помогут. И ему тогда придется смириться с тем, что правительство по крайней мере с формальной точки зрения станет главным оппонентом Генпрокуратуры. Сам Герман Греф, по его собственному признанию, если и уйдет из правительства, то только в том случае, если кто-нибудь "докажет, что сможет удвоить ВВП ранее 2012 года".

КОНСТАНТИН Ъ-СМИРНОВ

КоммерсантЪ