10.02.2005

У ларька - можно. Госдума разрешила россиянам пить пиво на улице



Глеб Крампец
Екатерина Долгошеева

Российским пивоварам больше не грозит потеря $1,5 млрд в год. Вчера Госдума приняла окончательную версию закона, регламентирующего потребление пива в общественных местах. Самая страшная для отрасли часть, запрещавшая употребление пива на улицах, из него исчезла.


По данным Союза российских пивоваров, в 2004 г. наши соотечественники выпили 820 млн дал пива на общую сумму $5,6 млрд. По данным компании “КОМКОН”, 15% городского населения старше 16 лет пьют пиво на улице.

Закон, ограничивающий продажу и употребление пива, Госдума приняла в первом чтении летом 2004 г. Перед вторым чтением документ ужесточили, добавив запрет на распитие пива “на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах”. Закон был благополучно утвержден Советом Федерации, но 21 декабря 2004 г. президент России Владимир Путин вернул неподписанный документ в Думу. В сопроводительном письме он предложил депутатам смягчить некоторые формулировки. Например, вывести из-под действия закона безалкогольное пиво, разрешить продавать пиво на территориях, прилегающих к больницам, детским садам и школам, а также рекомендовал ввести запрет на распитие пива в общественных местах только для несовершеннолетних. Вчера Госдума приняла этот вариант закона “Об ограничениях розничной продажи и потребления в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе”.

“Депутаты учли предложения президента и внесли в закон корректировки”, — заявил советник аппарата комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Никиту хин. В новой редакции закона полностью запрещена продажа и потребление пива в физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждениях и во всех видах общественного транспорта. А право определять общественные места, в которых нужно запретить продажу и употребление пива, отдано органам местного самоуправления.

Пивовары довольны. “Принятый закон по основным положениям созвучен с нашими инициативами”, — говорит глава Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. С ним согласна старший вице-президент SUN Interbrew Ирина Кибина. Она называет вчерашнее решение Думы “шагом вперед” по сравнению с первым вариантом.

Впрочем, пивоварам нравятся не все пункты закона. По словам директора по маркетингу пивоваренной компании “Балтика” Андрея Рукавишникова, нелогично выглядит запрет продажи пива на стадионах или фестивалях. “Они достаточно выгодны для пивоваров и не несут никакой опасности для общества, пиво на стадионах пьют во всем мире. Настораживает и то, что выдавать разрешения на продажу пива заведениям общепита будут органы местного самоуправления”, — говорит он.

Аналитики и участники рынка прогнозировали, что в случае принятия закона в первоначальном виде потери отрасли составили бы $1,5 млрд. Теперь, говорит Рукавишников, они уменьшатся на 80-90%. Менеджер по связям с общественностью компании “Пивоварня Москва — Эфес” Кирилл Устинов говорит, что потери рынка составят всего 15% от предполагаемых $1,5 млрд. Кибина отмечает, что наибольшие потери могут понести компании, которые активно спонсировали спортивные организации и мероприятия при условии эксклюзивных продаж пива на них. Устинов отмечает, что и в новом проекте сохраняются места с двойным трактованием, и предполагает, что в течение полугода могут последовать поправки к закону.

Алексей Языков, старший аналитик инвестиционной компании “Атон”, считает, что нынешняя версия закона не окажет существенного влияния на отрасль. “Если кто-то и пострадает, то это будут небольшие пивные компании, работающие в нижнем ценовом сегменте, — уточняет Языков. — Именно их пиво чаще всего покупают подростки”. По его оценке, даже с учетом принятого вчера закона рост пивного рынка в этом году составит 4-5%. С коллегой соглашается аналитик Альфа-банка Александр Свинов. “Потери для отрасли будут минимальными, максимум — $200-300 млн”, — говорит он. Аналитик отмечает, что изначально закон был “против пивоваров, но теперь он, как и должно было быть, направлен на улучшение культуры потребления”.



Ведомости