10.02.2005

Связь без разговоров. Эксперты оценили рынок мобильного контента в $300-310 млн



Роман Дорохов

Расходы российских пользователей сотовой связи на мобильный контент могут вырасти с $300-310 млн в 2004 г. до $400-440 млн в 2005 г., считает аналитическая компания J'son & Partners. Участники рынка ожидают, что в нынешнем году значительно вырастут продажи медийных услуг и игр для мобильных телефонов.

Аналитик J'son & Partners Дмитрий Мартемьянов говорит, что сейчас рынок мобильного контента развивается быстрее самой отрасли сотовой связи — в 2004 г. его объем практически утроился до $300-310 млн с $98 млн в 2003 г. По данным J'son & Partners, в пятерку крупнейших российских контент-провайдеров входят российские “БиОнЛайн” (проект “ВымпелКома”), i-Free, Infon, “Никита Мобайл” и “Информ-мобил”.

Аналитик говорит, что в прошлом году 71% доходов контент-провайдерам принесла продажа услуг, связанных с “персонификацией” телефонов: загрузка мелодий, картинок и java-игр. Еще 22% мультимедийного рынка пришлось на интерактивные услуги: чаты, интерактивные SMS-игры, викторины и лотереи. Медийные сервисы — SMS-проекты телеканалов, радиостанций и печатной прессы и телечаты составили 6% этого рынка, еще 1% — подписные информационные сервисы и разовые запросы информации. Мартемьянов ожидает, что в 2005 г. значительно вырастет спрос в России на медийные услуги и java-игры.

Оценки состояния и объема рынка мобильного контента его участниками довольно сильно разнятся. По словам пресс-секретаря “ВымпелКома” Юлии Остроуховой из “ВымпелКома”, оборот этого рынка в прошлом году составил около $180-200 млн. Управляющий директор i-Free Кирилл Петров говорит, что объем рынка в прошлом году был около $290 млн. А в “Евросети” ожидают, что в 2005 г. продажа мультимедийного контента в России принесет $700 млн, говорит директор компании по PR Татьяна Гуляева. По ее словам, этот рынок будет бурно развиваться не только благодаря росту числа абонентов сотовой связи. Гуляева ожидает, что спрос на контент-услуги со стороны владельцев мобильных телефонов за год вырастет в полтора раза.

По оценке i-Free, 58% рынка мобильного контента в 2004 г. пришлось на загрузку картинок и мелодий, 17% — на информационно-развлекательные сервисы, 10% — на сервисы знакомств и чаты, 9% — на медиапроекты, 6% — на игры. Кирилл Петров ожидает, что в 2005 г. будут быстро расти медиапроекты, продажи java-игр, а также WAP-сервисы (услуги просмотра веб-страниц, переделанных под экраны мобильных телефонов).

Большое будущее прочит медиапроектам и java-играм и пресс-секретарь “Никита Мобайл” Михаил Ждамиров. По его словам, важность мобильного контента уже осознали телеканалы, а вскоре этим рынком активно займется и печатная пресса. А игры станут более популярными по мере роста продаж дорогих мобильных телефонов, считает он. С ним согласна Татьяна Гуляева. Но основное увеличение дохода в 2005 г. участники рынка получат от продаж самых популярных сегодня услуг — загрузки рингтонов и картинок, прогнозирует она.

Сейчас рынок услуг сотовой связи второго поколения (и контента в том числе) растет большими темпами и не нуждается в связи 3G, считает Дмитрий Мартемьянов из J'son & Partners. Он считает, что запуск сотовых сетей третьего поколения в России привлечет сюда многих зарубежных игроков этого рынка, предлагающих аудио и видео по заказу, видеоконференции и интерактивные услуги нового уровня. Мартемьянов считает оптимальным запуск в России сетей 3G не ранее 2006 г. Время нужно российским контент-провайдерам для того, что разработать свои 3G-сервисы и на равных конкурировать с иностранцами. Но контент-провайдеры считают эту угрозу надуманной. Михаил Ждамиров говорит, что связь 3G поначалу будет слишком дорогой и запуск новых сетей не скажется на рынке мобильного контента. Татьяна Гуляева также считает, что поначалу услуги 3G будут слишком дорогими для основных покупателей мобильного контента — молодежной аудитории.



Ведомости