Кому нужен "Квартал". Виктория" хочет развивать сеть магазинов "у дома" в регионах по франчайзингуПавел Миляев Калининградская продовольственная сеть Виктория отказалась от планов по созданию в Нижнем сети магазинов Квартал. Теперь калининградцы хотят осваивать регионы, продавая франшизу. Но участники рынка напоминают, что в Нижнем даже более известной Пятерочке не удалось найти партнера, а Виктории сделать это будет еще сложнее.
О планах по выходу на нижегородский рынок компания Виктория заявила еще год назад. Тогда в открытие 5-6 магазинов планировалось инвестировать $1,5 млн. Сейчас политика компании изменилась, и "Виктория" намерена сосредоточить свои финансовые усилия на Москве и Санкт-Петербурге, сообщила Ведомостям вице-президент группы по развитию Виктории Ангелина Долгая. А в Нижнем Новгороде достаточно острая конкуренция в формате у дома, говорит она, и, кроме того, у компании возникли трудности с поиском площадей. Поэтому здесь решено продать франшизу, сказала Долгая. Стоимость франшизы она оценила в $700 000, а роялти в 2%. Виктория уже сделала предложение одной из нижегородских компаний, сказала вице-президент, отказавшись сообщить ее название. Участники рынка полагают, что у компании Виктория мало шансов найти покупателя франшизы в Нижнем Новгороде из-за ее большой стоимости. Они вспоминают, что в течение двух лет с 2002 г. безуспешно пыталась найти партнера в Нижнем петербургская компания Пятерочка. За это время стоимость франшизы выросла с $700 000 до $1 млн, рассказал директор нижегородской сети магазинов эконом-класса Райцентр Алексей Зудин. Он сообщил, что вел переговоры с питерской сетью о покупке франшизы, однако ее цена (в то время $800 000) была слишком высокой: Когда у вас есть собственные магазины и собственные технологии, невыгодно платить такие деньги за чужой лейбл, пояснил Зудин. Директор по региональному развитию Пятерочки Александр Исаев считает, что в Нижнем Новгороде не удалось продать франшизу из-за того, что многие нижегородские компании не имеют больших оборотных средств. По его мнению, Виктория столкнется с теми же проблемами, что и Пятерочка. Так и не найдя партнера, Пятерочка решила самостоятельно выходить на нижегородский рынок. Компания построит в Нижнем Новгороде на Московском шоссе гипермаркета Карусель площадью 15 000 кв. м, говорит Исаев. Инвестиции в открытие одного гипермаркета он оценивает в $15 млн. В регионах по франшизе компания открывает обычные магазины, а самостоятельно инвестирует только в строительство гиперцентров, пояснил он. Видимо, опыт "Пятерочки" калининградская компания не учла, и если уж у петербуржцев не получилось, то непонятно, почему в "Виктории" думают, что у них получится, недоумевает руководитель группы оценки Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский. По его мнению, цена франшизы очень завышена. С этим согласен и генеральный директор компании Мясновъ Владлен Альтшуллер. Для нижегородских потребителей брэнд Квартал неизвестен, говорит он. Формат "у дома" хоть и перспективный, но успешных проектов в Нижнем нет. Поэтому было бы странно покупать франшизу малоизвестной компании, считает нижегородский ритейлор. А директор сети магазинов Народный Василий Пушкин добавляет, что существующие сети в Нижнем Новгороде чувствуют себя уверенно и вряд ли кто-нибудь согласится купить франшизу. В ТАТАРСТАНЕ ЕСТЬ СПРОС НА ФРАНШИЗУ Крупнейшая в России розничная сеть Пятерочка вышла на рынок Татарстана. Компания продала франшизу холдингу Ак Барс, владеющему сетью одноименных супермаркетов. Сейчас Ак Барсу принадлежит 65 магазинов в шести городах Татарстана, 18 из которых с апреля 2005 г. будут переименовываться в Пятерочки. По оценке участников рынка, первоначальный взнос для франчайзи Пятерочки в регионах составляет $800 000, роялти 2% от оборота. Ведомости |
|||