Россия останется без бензина«Газпром» нашел для себя новый рынок сбыта природного газа, который принесет ему даже больше прибыли, чем экспортные поставки. Это внутренний рынок моторного топлива, где бензин будет законодательно заменен компримированным и сжиженным газом. Дума поддержит перевод транспорта и сельхозтехники на газ. «Газпрому» перевести транспорт и сельхозтехнику с бензина на газ даже в масштабах страны несложно. Менеджеры концерна компании любят повторять, что запасы газа в России составляют 32% мировых, а единая система газоснабжения обеспечивает подачу природного газа в 20 тыс. населенных пунктов России, в том числе 700 городов. Труба есть, значит, ставь компрессор и пользуйся. А где трубы нет, появится лишний стимул для ее проведения. А газификация моторного парка страны была бы для «Газпрома» крайне выгодной. Начальник департамента по транспортировке и подземному хранению газа «Газпрома» Виктор Стативко пояснил: «Газ на внутреннем рынке в московском регионе стоит около 9 копеек за кубометр (кубометр в трубе равен литру на заправке. – «Газета.Ru»). А газовое топливо для автомобиля стоит 6 рублей, что выгодно потребителю, ведь это вдвое дешевле бензина и солярки. Теперь об экспорте. На границе с Прибалтикой газ продается примерно по $80 за тысячу кубов (то есть $0,8 за кубометр, или около 2 руб. – «Газета.Ru»), Европа покупает за $100–120 (около 3 руб. за кубометр). И для «Газпрома» становится выгодней продавать газ на внутреннем рынке, чем поставлять его на экспорт. Конечно, хотелось бы знать, почем оптовый торговец покупает у «Газпрома» газ, чтобы затем сжимать его, но по словам первого заместителя гендиректора НАМИ по научной работе Геннадия Корнилова, «этих данных «Газпром» не раскрывает. Это его ноу-хау». Если переход на газ в качестве топлива состоится, то концерн замкнет на себе огромный рынок – автопарк страны насчитывает более 34 млн единиц. Особым вниманием «Газпрома» будет пользоваться сельскохозяйственная техника, расходы на ГСМ которой дотируются государством. При ее переходе на газ платежеспособный спрос монополисту будет обеспечен. Как рассказал замминистра сельского хозяйства Сергей Митин, хозяйства в сельской местности не очень охотно идут на расходы для смены вида топлива. Однако министерство их субсидирует, а значит, сможет заставить подчиниться. Митин не назвал конкретной суммы, однако на «КамАЗе», например, утверждают, что если обычный двигатель стоит порядка 250 тыс. руб., то цена приспособленного под газ дизеля составляет до 300 тыс. руб. Но расходы быстро окупаются за счет экономии, которую приносит газ. По словам главы Касимовского объединения автотранспорта (Рязанская область) Александра Ковалева, каждый колхоз, где газифицирована техника, экономит на топливе 1 млн руб. в год. «Производительность трактора на газе равна трактору на бензине, а обходится он дешевле: 120 рублей в час», – утверждает замминистра Сергей Митин. На метан уже переводят грузовики в Ставропольском крае, Рязанской и Курганской областях. Подготовлена документация для перевода на него тракторов. Интересы монополии в данном случае полностью совпадают с интересами общества. В соответствии с постановлением правительства, розничная цена метана для автотранспорта не может подниматься выше 50% цены бензина А-76. Значит, кубометр газового топлива будет стоить около 6 руб. Использование газа в широких масштабах позволило бы экономить нефть, рентабельные запасы которой, по признанию министра природных ресурсов Юрия Трутнева, подойдут к концу через 10–15 лет. Федерального закона об альтернативных видах топлива нет, и потребитель не верит в серьезность планов по газификации автомобилей. Например, существующий дефицит газовых баллонов мог бы быть ликвидирован Первоуральским заводом, их выпускающим. Но заводу нужен крупный заказ, на 100–150 тыс. единиц, без него завод боится расширять производство. Принятие закона может стимулировать спрос. В 1998 году нефтяники довольно легко заблокировали прошедший через Думу вариант законопроекта об альтернативном топливе – президент Ельцин наложил на него вето. Сейчас думский комитет по энергетике готовит два новых законопроекта: об использовании альтернативных видов топлива и о льготах для предприятий, переходящих на метан. Нефтяного лобби в Думе сейчас нет, но это не значит, что законопроектам гарантировано бесконфликтное будущее. По словам депутата Валерия Язева, Министерство финансов отказалось принимать поправки в Налоговый кодекс о предоставлении льгот, а вот на региональном уровне местные власти имеют полномочия их предоставлять: «Есть расчеты, которые говорят, что государство получит такие налоги, что они перекроют суммы, израсходованные на предоставление льгот. Бюджет пополнится, но у нас нет человека, который бы свел воедино всю экономику. А в Минфине каждый отвечает за свой маленький участок». «Законодательно решается только часть проблемы. Чтобы занять сегмент рынка, «Газпрому» еще придется вкладывать деньги. Но на рынке топлива для автомобилей «Газпром» монополистом не останется – из-за жесткой конкуренции со стороны нефтяников», – утверждает Лев Сныков из «Совлинк секьюритиз». // Галина Базина Газета.RU |