"Вимм-Билль-Данн" заводит домик в деревне для коровКрупнейший российский производитель молочной продукции компания "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" (ВБД) займется скупкой сельскохозяйственных активов. Такое решение было принято в пятницу советом директоров компании. В ближайшее время компания планирует инвестировать в покупку молочных ферм порядка $10 млн, надеясь снизить издержки на закупку сырья. Конкуренты оценили стремление ВБД скептически, напомнив, что сельское хозяйство в России до сих пор остается самой рискованной сферой для инвестиций. ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" является ведущим производителем соков и молочных продуктов в России. По итогам девяти месяцев 2004 года выручка компании составила $868,9 млн. В компанию входят 25 производственных предприятий в 21 регионе России и СНГ. "Компания впервые приняла решение начать скупку фермерских хозяйств, прежде всего на юге и северо-западе России,– заявила Ъ глава управления по работе с общественностью и инвесторами ВБД Марина Каган.– В ближайшее время на это будет потрачено около $10 млн". В пятницу совет директоров компании принял решение реорганизовать структуру компании и выделить аграрную составляющую в отдельное направление. До сих пор в структуре ВБД насчитывалось три направления – молочное, соковое и производство минеральной воды, каждое из которых имело собственную структуру и руководство. По словам Марины Каган, вопрос о руководителе аграрного направления еще не решен. Строго говоря, ВБД участвовал в сельхозбизнесе и раньше: в рамках программы "Молочные реки" компания предоставляла фермерам в лизинг сельхозоборудование в обмен на молочную продукцию. Смета "Молочных рек" составляла порядка $2 млн в год. Кроме того, председатель совета директоров ВБД Давид Якобашвили и еще один крупный акционер компании, Гавриил Юшваев, развивают собственный агрохолдинг в Волгоградской области – принадлежащие им фермы поставляют сырье комбинатам ВБД. Но заняться сельхозбизнесом по-крупному пока не решался ни один из крупнейших российских производителей. Эксперты указывают, что решение развиваться в новом направлении стало для ВБД в некоторой степени вынужденным: за последние годы сильно изменилась конъюнктура сырьевого рынка. По данным Росживотноводсоюза, поголовье крупного рогатого скота в России за последние четыре года сократилось на 25%. За последний год цены на молоко в России достигли общеевропейского уровня – $0,3 за литр. Учитывая инфляцию, рост транспортных тарифов и энергосоставляющую, издержки производителей в 2004 году выросли более чем на 20%, в то время как цена конечного продукта увеличилась на 14%. До сих пор молочникам удавалось сдерживать рост цен за счет своей маржи, однако здесь их потенциал практически исчерпан – сегодня рентабельность молочного производства в среднем не превышает 4-5%. Вывод из этого напрашивается очевидный: сама собой ситуация с сырьем в ближайшие годы вряд ли глобально улучшится, поэтому ВБД решил улучшить ее самостоятельно. "Это пробный шаг компании, поскольку озвученные размеры инвестиций в сельхозсектор нельзя назвать большими,– говорит аналитик Альфа-банка Александр Свинов.– Таким образом ВБД создаст себе некую подушку безопасности в условиях сырьевого кризиса, но не более того". Представители молочного холдинга "Юнимилк" считают шаг своего конкурента весьма рискованным. "Мы неоднократно рассматривали возможность приобретения хозяйств, однако на данном этапе развития рынка это не слишком целесообразно,– говорит директор по корпоративным коммуникациям молочного холдинга Елена Свешникова.– Среди потенциальных рисков – нерешенный вопрос с собственником земли и кадровый голод. На местах, равно как и в самих компаниях, людей, которые детально понимают специфику управления большими хозяйствами, можно пересчитать по пальцам". СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА, РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ КоммерсантЪ |