"Дядя Ваня" стал производителем. Группа "Русское поле" приобрела завод в Краснодарском краеНИКОЛАЙ ДИЦМАН ПЕТР МИРОНЕНКО Как стало известно Бизнесу, группа компаний "Русское поле" (марка "Дядя Ваня") решила обзавестись собственным производством. Группа приобрела Албашский консервный завод в Краснодарском крае, летом начнет там производство. Участники рынка называют решение своевременным. "Настало время иметь собственное производство, это дает большую независимость",- говорит владелец "Русского поля" Тигран Телунц. "Русское поле" оценивает российский рынок консервированных овощей и фруктов в $750-800 млн в год. Данные консервного холдинга "Помидорпром" чуть выше - $1,2 млрд (включая кетчупы и соусы). По разным оценкам, 85-95% рынка занимает импорт - в том числе под российскими марками. "Русское поле" размещало заказы на десятках заводов в России и за рубежом. Брэнд "Дядя Ваня" - лидер российского рынка консервированных огурцов. По данным компании, в 2004 году она реализовала более 70 млн условных банок овощных и фруктовых консервов. Как рассказал "Бизнесу" Тигран Телунц, летом прошлого года "Русское поле" приобрело на аукционе убыточный Албашский консервный завод в Краснодарском крае. Сумма сделки не раскрывается, Телунц отметил лишь, что она была "незначительной". Инвестиции в производство не раскрываются, однако владелец "Балтимора" Алексей Антипов предполагает, что в модернизацию завода "Русское поле" вложило $1,5-2 млн. Компания планирует наладить на Кубани выпуск консервированного горошка, а затем и кукурузы, консервированных огурцов, и томатов. На заводе уже установлена венгерская линия мощностью 10 млн банок в год, летом начнется производство. Через несколько лет суммарная мощность завода достигнет 60 млн банок. Точных объемов производства Телунц пока не называет, отмечая лишь, что "все будет зависеть от наличия и качества сырья". Кукуруза и горошек - самые популярные сегменты рынка плодоовощной консервации: в 2004 году в Россию было ввезено 400 млн банок кукурузы и 200 млн - горошка. Весь российский рынок консервированной кукурузы и горошка оценивается в 700 млн банок или $400 млн. Им уже заинтересовались крупные западные компании: прошлой осенью собственный завод на Кубани запустила французская Bonduelle, летом там начинает строительство завода вторая крупная французская корпорация CECAB. "На сегодняшний день Россия производит не более 40 млн банок горошка, кукуруза вообще не производится, 95% огурцов импортируется . К тому же есть проблема с российскими заводами - к сезону может не остаться производителей горошка: из трех заводов, производивших такие консервы, работает только один, остальные закрылись. Да и западные конкуренты уже открываются",- поясняет Телунц. В начале выращивать сырье "Русское поле" будет самостоятельно, для этого уже приобретен участок 400 га, затем компания планирует заниматься только производством, оставив выращивание необходимого сырья агрофирмам и фермерским хозяйствам, как это принято во всем мире. Участники рынка называют решение "Русского поля" своевременным. "Собственное производство, если оно будет эффективным, позволяет получать не только торговую, но и производственную маржу в 10-15%,- говорит председатель правления "Помидорпрома" Максим Протасов.- Идет консолидация рынка: небольшие торговые компании и советские заводы уходят, одновременно появляются иностранцы. Нужно увеличивать доходность". Однако глава "Помидорпрома" сомневается, что в ближайшее время доля импорта серьезно сократиться. "Из-за проблем с сырьем импорт снизится на 10-15%, причем за три-пять лет". В том, что доля импорта будет снижаться, сомневается и Антипов из "Балтимора": "Все-таки у индусов сезон продолжается восемь месяцев, в то время как в том же Краснодарском крае - всего два". Однако Антипов полагает, что для "Русского поля" открытие собственного производства - "скорее политический шаг". "Выгоднее быть производственной компанией, чем торговой. Я не уверен, что Тигран доволен этим проектом",- говорит Антипов. Деловая газета "Бизнес" |