15.02.2005

Бесплатным газетам назначили цену



Разбирательство пермской инспекции ФНС с местным рекламным изданием неожиданно привлекло внимание всего издательского сообщества. Издателя бесплатной газеты налоговики просят уплатить НДС с распространения.

Предполагаемую налогооблагаемую базу инспекторы рассчитали по аналогии с платными изданиями, в итоге сумма налоговых претензий составила 2,5 млн рублей. Если налоговикам удастся доказать свою правоту, у государства появится механизм банкротства любого СМИ, бесплатного для потребителя, включая эфирные телеканалы и радиостанции.

Рекламная газета "Ва-Банкъ" издается в Перми с декабря 1994 года. Первоначально учредителем выступала компания "Комсомольская правда – Пермь". В 2003 году ООО "Ва-Банкъ-Пермь" было выкуплено ЗАО "Интермедиагрупп". Еженедельный тираж газеты составляет 310 тыс. экземпляров. Годовой оборот компании в 2004 году составил 78 млн рублей.

На прошлой неделе инспекция МНС России по Свердловскому району Перми завершила проверку ООО "Ва-Банкъ-Пермь" и установила, что компания недоплатила в казну 2487,685 тыс. рублей НДС. Как говорится в акте налоговой проверки, согласно статье 146 Налогового кодекса, услуги, оказываемые на безвозмездной основе, признаются реализацией услуг и, следовательно, подвергаются налогообложению НДС. При этом в налогооблагаемую базу включается предполагаемая стоимость бесплатного печатного издания, включая стоимость его доставки потребителю. Издатели газеты "Ва-Банкъ" с выводами налоговиков не согласны. "310 тыс. газет продать в обычном порядке невозможно,– считает председатель совета директоров 'Ва-Банкъ-Пермь' Дмитрий Усачев.– Наш рекламодатель платит не только за изготовление макетов, печать и бумагу, но и за распространение. А мы НДС с рекламы платим. За прошлый год заплатили 23 млн рублей налогов, в том числе 13 млн рублей НДС".

Сейчас "Ва-Банкъ-Пермь" готовит возражения в налоговые органы, и если они не будут приняты, компания готова отстаивать свои права в суде. "Если даже мы не выиграем дело в арбитраже, то не сомневаемся, что апелляционная инстанция примет решение в нашу пользу",– говорит господин Усачев.

Эксперты считают претензии пермских налоговиков необоснованными. "Такие налоговые требования неправомерны,– уверен руководитель аналитической службы юридической компании 'Пепеляев, Гольцблат и партнеры' Вадим Зарипов.– Для рекламных изданий продажа не является видом деятельности, а распространение является частью рекламных услуг, которые оказывает СМИ". Поэтому НДС уже заложен в стоимость рекламы, полагает Вадим Зарипов, и налоговые органы, выдвигая подобные претензии, нарушают один из главных принципов налогообложения – невозможность дважды облагать налогом одну и ту же сумму. Господин Зарипов подчеркивает, что, следуя логике налоговых органов Перми, эфирным телеканалам и радиостанциям нужно начислять НДС за получение сигнала зрителем или слушателем – например, исходя из среднерыночной стоимости кабельных или спутниковых телеканалов и радиостанций.

О потенциально тяжелых последствиях подобных действий налоговиков для медиарынка говорит и гендиректор ИД "Три короны" (издает бесплатную газету "Метро" в Санкт-Петербурге) Борис Коношенко: "Для любого бесплатного издания подобное доначисление может закончиться его закрытием. Так можно обанкротить не только печатное СМИ, но и телеканалы и радиостанции". Господин Коношенко уверен, что в случае судебного разбирательства суд признает неправомочность подобных налоговых претензий: "Очевидно, что платные и бесплатные издания – совершенно разные продукты, скорее всего, эта газета вступила в конфронтацию с местными властями и это просто способ давления на нее".

В компании "Ва-Банкъ-Пермь" полагают, что МНС действуют "по заказу" конкурентов – газеты "Эфир". "Это издание является прямым нашим конкурентом,– говорит Дмитрий Усачев,– только распространяется за деньги". В доказательство господин Усачев приводит тот факт, что решение пермского отделения МНС о доначислении налогов основывалось на письме Министерства финансов, которое, отвечая на запрос жены главного редактора "Эфир" Натальи Канеевой, признало, что "безвозмездно переданные товары, в том числе и газеты, являются объектом налогообложения налогом на добавочную стоимость" (письмо от 14 октября 2004 года #03 04 14/31).

Наталья Канеева и заведующий редакцией газеты "Эфир" Дмитрий Оксюта не смогли вчера прокомментировать Ъ сложившуюся ситуацию. // Юлия Куликова, Михаил Семенов (Пермь). "Коммерсант"

Новости наружной рекламы