15.02.2005
British American Tobaco Group

BAT отказалась от "Примы"



Екатерина Долгошеева

Российские фабрики, входящие в состав British American Tobacco, больше не будут выпускать сигареты без фильтра. С нового года заказ на производство “Примы” и “Астры” компания разместила на Погарской сигаретно-сигарной фабрике.


Свое представительство в России British American Tobacco (BAT) открыла в 1991 г. Сейчас владеет тремя фабриками – “БАТ-Ява” (Москва), “БАТ СПб” (Санкт-Петербург) и “БАТ-СТФ” (Саратов). По оценкам исследовательской компании ACNielsen, ВАТ занимает 2-е место (19,4%) на табачном рынке России. Основные марки – Kent, Vogue, “Ява Золотая”. Объем продаж компании в 2004 г. в натуральном выражении составил 65 млрд сигарет. Оборот, по оценкам экспертов, превысил $1,5 млрд. Погарская сигаретно-сигарная фабрика (Брянская обл.) производит сигареты без фильтра “Прима”, “Астра”, “Полет”, “Беломорканал”. Мощность фабрики – 10 млрд сигарет в год. Оборот не разглашается.

О размещении производства сигарет без фильтра на Погарской сигаретно-сигарной фабрике вчера заявил директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Владимир Аксенов. По его словам, контракт был подписан в начале года. Основной причиной переноса производства сигарет Аксенов называет нехватку мощностей для выпуска более прибыльных марок. “Растут продажи сигарет Alliance, Kent и других, но площадь наших фабрик не позволяет увеличить объем производства”, — уточнил Аксенов. В 2005 г. на Погарской фабрике ВАТ планирует выпустить до 2,5 млрд (125 млн пачек) сигарет.

Условия контракта Аксенов сообщить отказался. На Погарской фабрике подписание контракта с ВАТ подтвердили, но комментировать условия сделки также не стали.

Аналитики считают, что Погарская фабрика сможет заработать от 37 млн до 62 млн руб. “При отпускной цене "Примы" в 1,5-2 руб. Погарской фабрике достается около 20-25% с каждой пачки”, — уточнил руководитель отраслевого информагентства “Русский табак” Максим Королев. В эту сумму включены все расходы на производство плюс сумма роялти.

Погарская фабрика производит и свою “Приму”. Летом 1999 г. Ассоциация табачных производителей “Табакпром” (сейчас объединяет 21 предприятие) стала “коллективным владельцем” товарного знака “Прима”, т. е. право производить сигареты этой марки есть у каждого члена ассоциации. Но, по мнению главы “Табакпрома” Василия Теревцова, конфликта интересов ВАТ и Погарской фабрики нет. “Это простой контракт аутсорсинга, а продавать свои "Примы" и Погарская фабрика, и ВАТ будут самостоятельно”, — говорит Теревцов. Сейчас “Приму” производят все члены “Табакпрома”, но доля этой марки постоянно сокращается, так как производители сигарет предпочитают развивать собственные брэнды. Если в начале 2003 г. доля “Примы” составляла 16% всего рынка (в натуральном выражении), то теперь, по оценкам президента ассоциации “Грандтабак” Сергея Шелехова, она вдвое меньше.

Эксперты уверены, что ВАТ сделала правильный шаг. “Теперь ВАТ будет производить более дорогие сигареты и, соответственно, получать больше прибыли”, — говорит Королев. “Прима” — уже не брэнд, а ностальгия, — говорит Шелехов. — ВАТ должна уделять внимание основным маркам и не тратить производственные мощности на такие сигареты, как “Прима”.

У конкурентов ВАТ планов по переносу производства бесфильтровых сигарет нет. “У нас достаточно производственных мощностей, чтобы выпускать и дешевые, и дорогие марки”, — говорит управляющий по связям с общественностью компании Japan Tobacco International Андрей Ерин.



Ведомости