Домодедово стало детдомовым. Росимущество оставило аэродром без управляющегоВчера Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил кассационную жалобу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество) и признал недействительным договор аренды аэродромного комплекса между ГУП "Администрация аэропорта Домодедово" и ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" (МАД), принадлежащим группе "Ист Лайн". Госчиновники утверждают, что "Ист Лайн", вложивший в развитие всего аэропортового комплекса более $500 млн, продолжит управлять аэропортом, но с ним будет заключен новый договор аренды по нему платежи могут вырасти в пять раз. В Росимуществе пригрозили, что подобные санкции будут применены и в отношении других аэропортовых комплексов. Договор аренды аэродромного комплекса аэропорта Домодедово был заключен в мае 1998 года. Согласно документу, одобренному Мособлимуществом, МАД (98% его акций принадлежит ЗАО "Ист Лайн Хэндлинг", входящему в группу "Ист Лайн") получил в аренду на 75 лет не подлежащее приватизации аэродромное имущество: рулежные дорожки, взлетно-посадочные полосы, стоянки воздушных судов общей балансовой стоимостью около 750 млн руб. Группа "Ист Лайн" стала фактически единоличным управляющим аэропортом ЗАО "Ист Лайн Хэндлинг", принадлежащее офшору, зарегистрированному на острове Мэн, является генеральным агентом аэропорта Домодедово по наземному обслуживанию авиакомпаний и связано агентскими договорами с целым рядом сервисных компаний. За девять месяцев 2004 года выручка группы составила 9 млрд руб., чистая прибыль 4 млрд руб. В 2003 году ГУП "Администрация аэропорта Домодедово" оспорило договор аренды в московском арбитраже. Как пояснили Ъ в Росимуществе, госсобственник был недоволен низкими арендными платежами (по данным Минтранса, около 10 млн руб. в год) и невозможностью контролировать имущество. Кроме того, сам договор был заключен с нарушениями стороны не согласовали его в Госкомимуществе (сейчас его функции выполняет Росимущество). Тяжба затянулась, однако до сих пор иски государства оставались без удовлетворения. Вчера Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил кассационную жалобу Росимущества, отменил ранее принятые по данному делу решения судов первой и апелляционной инстанции и признал недействительным договор аренды. "Решение вступает в силу незамедлительно, и может быть пересмотрено только в порядке надзора Высшим арбитражным судом", сообщили Ъ в управлении правового обеспечения Росимущества. В агентстве также отметили, что признание договора аренды недействительным означает прекращение аренды аэродромного комплекса МАДом и возвращение его собственнику, то есть ГУПу. В профильных министерствах при этом утверждают, что фактической смены управляющей компании не произойдет. "Принятое судом решение об аннулировании договора аренды не значит, что аэропорт Домодедово предполагается забрать из управления группы 'Ист Лайн', официально сообщили вчера в пресс-службе Минтранса. Будет заключен новый договор в соответствии с действующим законодательством". Собеседник Ъ в Минэкономразвития (МЭРТ, ему подведомственно Росимущество) рассказал Ъ, что соответствующие договоренности были достигнуты в ходе трехсторонних переговоров между главой Росимущества Валерием Назаровым, главой МЭРТа Германом Грефом и председателем совета директоров группы "Ист Лайн" Дмитрием Каменщиком. Когда и на каких условиях будет подписан новый договор, ни в госведомствах, ни в "Ист Лайне" не уточняют. В Росимуществе заявили, что уже приступили к подготовке "договора аренды на новых условиях, предусматривающих повышение размера арендной платы". Как сообщил Ъ гендиректор ОАО "Международный аэропорт Внуково" (МАВ) Виталий Ванцев, согласно договору об эксплуатации между МАВом и ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", балансодержателем взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и стоянок судов во Внуково, заключенному в 2003 году, аэропорт перечисляет своему контрагенту 7,77% всех платежей за взлет-посадку. "Это 13,5 млн руб. в год. Если бы у нас был такой же пассажиропоток, как в Домодедово (12,6 млн пассажиров по итогам 2004 года.Ъ), то эта сумма составляла бы порядка 45 млн руб.", сообщил господин Ванцев. "Мы готовы заключить новый договор с той структурой, которую государство сочтет легитимной для этого", заявила Ъ руководитель пресс-службы "Ист Лайна" Юлия Мазанова. Дело в том, что новый договор, возможно, будет заключен МАДом не с ГУП "Администрация аэропорта Домодедово", а с ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" или с Росимуществом. В авиакомпании "Сибирь" (на нее приходится порядка 30% всех перевозок через Домодедово) опасаются, что условия нового договора аренды между "Ист Лайном" и Росимуществом если и не приведут к повышению стоимости обслуживания в Домодедово, то могут притормозить его развитие. "В любом случае все будет зависеть от того, насколько будут увеличены платежи", полагает собеседник Ъ в авиакомпании. Интересно, что в ситуации, подобной Домодедово, могут оказаться и другие аэропорты России. Как сообщили Ъ во ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", аэродромное имущество всех аэропортов России (более четырехсот единиц) является федеральной собственностью, однако МЭРТ до сих пор не разработал единых нормативов, касающихся его балансодержания, аренды, использования и платы за использование. В Росимуществе вчера официально сообщили, что намерены провести работу "по заключению договоров аренды имущества аэропортовых комплексов, находящегося в собственности РФ и используемого иными лицами без надлежащего оформления права пользования и без соответствующей оплаты за использование данного имущества". В первую очередь пересмотру могут подвергнуться долгосрочные договоры аренды имущества, аналогичные домодедовскому. Например, ОАО "Аэропорт Кольцово" (Екатеринбург), принадлежащее государству и ЗАО "Ренова", имеет право аренды госимущества на несколько десятков лет. Кроме того, арендные ставки наверняка будут пересмотрены при разделении целого ряда авиапредприятий, занимающихся сейчас одновременно аэропортовой и перевозочной деятельностью, таких как "Пулково" (Санкт-Петербург) или "Красэйр" (Красноярск). Ъ будет следить за развитием событий. Аэропорт Домодедово строился с 1957 по 1963 год силами заключенных исправительно-трудовой колонии общего режима #36. 25 марта 1964 года из Домодедово выполнен первый пассажирский рейс на Свердловск на самолете Ту-104. Официальное открытие аэропорта состоялось 20 мая 1965 года. В 1978 году на базе аэропорта учреждено Домодедовское производственное объединение гражданской авиации (ДПО ГА). В 1992 году аэропорт получил статус международного. 31 октября 1996 года правительство приняло решение о приватизации аэропорта. Владельцем Домодедово через подконтрольные структуры стала группа "Ист Лайн". В 1998 году не подлежащее приватизации имущество аэропорта общей балансовой стоимостью 750 млн руб. передано в аренду ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" на 75 лет. В 2000 году состоялось открытие реконструированного терминала аэропорта. Домодедово имеет две взлетно-посадочные полосы, способные принимать воздушные суда всех типов. Пассажиропоток более 7 тыс. человек в сутки. Грузооборот до 200 т в сутки. Аэропорт осуществляет до 10% перевозок гражданской авиации России и до 40% от общего объема авиаперевозок Московского авиационного узла. КоммерсантЪ |