16.02.2005

Игорь Артемьев выбрал новые цели



Вчера руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на заседании коллегии своего ведомства подвел итоги борьбы с монополиями в прошлом году и наметил планы на этот год. Выяснилось, что помимо привычной уже борьбы с нефтяными компаниями, завышающими цены на бензин, антимонопольная служба собралась искоренять монополии на строительном и зерновом рынках и замахнулась на газовый.

На заседании коллегии глава ФАС выглядел довольным. Главную битву за свободу конкуренции он уже выиграл – на прошлой неделе Белый дом не без труда одобрил проект нового закона "О защите конкуренции". Вчера господин Артемьев повторил: вопрос о принятии нового закона назрел. Самым наглядным подтверждением этого он считает замедление экономического роста в стране, вызванное, по его мнению, высокой инфляцией. В список злостных нарушителей честной конкуренции, бессовестно завышающих цены, попали нефтяные компании, а также металлурги и химики. "Мы готовы разъяснять крупным компаниям, что от честной конкуренции выиграют все",– подчеркнул господин Артемьев. Тех же, кого честная конкуренция не прельщает, будут наказывать: за злоупотребление доминирующим положением на рынке – штрафом в размере от 0,5 до 2% от годовой выручки компании, а за картельный сговор – от 1 до 4% годового оборота компании. Правда, до тех пор, пока не вступят в силу новые правила (напомним, новые штрафы, например, будут приниматься в виде поправок к КоАП – Кодексу об административных правонарушениях), ФАС остается только морально давить на нарушителей. Как считает господин Артемьев, в обществе уже накопилось "большое раздражение безнаказанностью нефтяных компаний, например", и это ускорит принятие новых антимонопольных законов. Так как быстро воплотить идею биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами после многолетних разговоров о том, что это необходимо, судя по всему, не удастся.

Впрочем, ФАС есть чем гордиться. Например, благодаря ее настоятельным рекомендациям в пакет законов о жилищном строительстве включена норма о предоставлении земель под строительство только через их продажу на аукционе. Эта норма начнет действовать с 1 октября 2005 года. Пока же 98% участков предоставляются местными властями без каких-либо конкурсов. Одной из своих главных задач на перспективу ФАС считает налаживание антимонопольного контроля за закупками для государственных нужд – антитрестовский присмотр может сэкономить госбюджету весьма существенные суммы. Поэтому ФАС активно включилась в доработку принятого в первом чтении закона о госзакупках. "Мы должны написать закон XXI века, включив в закон понятие об электронных торгах, например",– призвал глава ФАС. Кстати, единый порядок – закупки только на аукционе – должен действовать и в отношении естественных монополистов (господин Артемьев отметил, что первопроходец в этом отношении – РАО ЕЭС, компания уже несколько лет с успехом использует механизм электронных торгов). Суть поправок состоит в том, что все товары, закупаемые для госнужд, будут разделены на категории стандартизированных и нестандартизированных. Первыми будут торговать только на аукционах, причем на так называемых обратных аукционах с понижением цены. Чтобы в таких аукционах мог принять участие малый бизнес, большие лоты будут разбиваться на несколько маленьких. А вот процесс отбора поставщиков эксклюзивной продукции будет двухступенчатым: сначала заказчик даст объявление о том, что он хочет купить, а потом из присланных предложений отберет тех, кто примет участие в аукционе. Рассказал господин Артемьев и о том, какова сфера его пристального интереса в этом году: антимонопольные органы планируют приступить к "налаживанию цивилизованного рынка газа". В связи с этим ФАС обратилась за содействием к "Газпрому". Кроме того, ФАС намерена проанализировать ситуацию на лекарственном рынке, строительном и рынке строительных материалов, а также на зерновом. По оценке ФАС, "уровень монополизации в сельском хозяйстве в целом, в том числе в элеваторном хозяйстве, достиг угрожающих размеров".

АЛЕНА Ъ-КОРНЫШЕВА


КоммерсантЪ