16.02.2005

Новый город в Москве. "Система" построит в столице "Большой Сити"



Лилия Лобанова
Елена Виноградова
Татьяна Романова
Марина Ховратович

Московские власти начинают грандиозный проект, стоимость которого девелоперы оценивают в $100 млрд. Это строительство целого города к северо-западу от московского “Сити”, которое чиновники уже окрестили “Большим Сити”. Управление проектом столичные власти доверили АФК “Система”.

Как стало известно “Ведомостям”, правительство Москвы в феврале выпустило постановление “О комплексном развитии территории, прилегающей к ММДЦ “Москва-Сити”, дающее старт новому проекту под названием “Большой Сити”. Если верить документу, к северо-западу от третьего транспортного кольца, между Хорошевским шоссе и Краснопресненской набережной, вырастет новый район. Управляющей компанией проекта назначено ЗАО “Большой Сити”.

Как удалось выяснить “Ведомостям”, “Большой Сити” создан еще осенью 2004 г. компанией “Система-Галс”, входящей в АФК “Система”, специально под новый проект мэрии. Об этом “Ведомостям” сообщили источник, близкий к самому ЗАО, топ-менеджер АФК и чиновник Департамента градостроительной политики московского правительства. С сентября одноименное ЗАО фигурирует в списке аффилированных лиц “Системы”. Почему выбор пал именно на АФК, “Ведомостям” выяснить не удалось, но прежде заместитель мэра Иосиф Орджоникидзе упоминал, что компания сама предлагала заняться расчисткой и застройкой этой территории.

По словам собеседника “Ведомостей”, в “Большом Сити”, на территории, отведенной под проект, можно построить целый город — это 800 га. Там, где он должен вырасти, сейчас стоят ветхие пятиэтажки, тюрьма и промзона. О том, чтобы снести это хозяйство, московское правительство подумывает с середины 90-х. Год назад Орджоникидзе обещал, что “Большой Сити” займет 400 га, ограниченных Звенигородским шоссе, строящимся Краснопресненским проспектом, на востоке улицей Сергея Макеева и берегом Москвы-реки. Сроки реализации проекта в документах не указаны.

Что именно будет построено на этой гигантской территории, пока неясно. Москомархитектуры должно через два месяца представить проект. Разрабатывать концепцию застройки, освобождать участки, готовить конкурсную документацию для компаний-инвесторов и координировать их действия будет управляющая компания. В “Большом Сити” думают, что здесь появятся и жилые кварталы, и офисные центры, и досуговые заведения. А управа Краснопресненского района настаивает, чтобы в “Большом Сити” было много жилья, сообщил начальник строительного отдела управы Андрей Шостак.

Источник в “Большом Сити” допускает, что “Система” будет не только управлять, но и инвестировать в отдельные проекты. Правда, Олег Мышкин из Colliers сомневается, что такая задача будет по плечам специалистам одной “Системы”. “Для подобного проекта нужны компании, проектировавшие целые города”, — уверен он. По оценке Юлии Никуличевой, заместителя гендиректора Jones Lang LaSalle, застройка такой территории домами в 10 этажей (не небоскребами) обойдется в $80-100 млрд. С этой оценкой согласен управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. Сергей Рябокобылко, исполнительный директор компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, оценил проект “в десятки миллиардов”. “Это будет крупнейшее комплексное освоение территории Москвы”, — уверен он. В самой “Системе” затруднились оценить даже стоимость подготовительных работ.

Другие эксперты убеждены, что проект не состоится без международных инвесторов и крупных банков. Инвестировать в “Большой Сити” захотят многие девелоперы, возводящие небоскребы в соседнем деловом центре, уверен Сергей Полонский, президент Mirax Group. Представитель строительного концерна “Крост” подтверждает, что проект “Большого Сити” потенциально интересен для его компании. “Но говорить о нашем участии сейчас, когда даже не известно, что именно будет построено, конечно, нельзя”, — отмечает девелопер. В группе “Гута” и “СТ групп” пока проект не комментируют.

Полонский напоминает, что с территории будущего “Большого Сити” понадобится вывести около 100 промпредприятий. Там расположены автотранспортные объединения, метизный завод, мелькомбинат и др. Совладелец Краснопресненского сахарорафинадного завода им. Мантулина Андрей Чернышев вчера заявил “Ведомостям”, что не знает о новом городе, но оценивает затраты на возможный перенос рафинадного завода в другое место в $150 млн.



Ведомости