Минфин пришел за подарками
МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ
Минфин намерен установить тотальный контроль за подарками и наследством, которые граждане получают от своих родственников. Вчера вице-спикер Госдумы Георгий Боос сообщил, что соответствующие поправки уже подготовлены Минфином и уже на следующей неделе могут поступить на рассмотрение депутатов.
По мнению Георгия Бооса, таким образом Минфин пытается прикрыть лазейку для предпринимателей, которые, переводя свое имущество на жен, мужей, детей, родителей, пытаются тем самым скрыть источники доходов.
На деле же фактически вводиться презумпция налоговой виновности. Ряд депутатов даже не скрывают, что таким образом Минфин пытается начать подготовку к реанимации института конфискации имущества. В этом желании ведомство Алексея Кудрина не одиноко: аналогичные предложения уже подготовлены администрацией президента и группой депутатов Госдумы. По одной из поправок конфискация имущества станет возможной, даже если оно переведено на близких родственников.
В первую очередь в поле зрения налоговиков, которые и будут реализовывать новации Минфина, попадут как раз действия, прописанные в запылившейся в Госдуме главе Налогового кодекса о наследовании и дарении.
Сейчас с поправками знакомится правительство. При этом чиновники и депутаты не скрывают, что если законопроект будет принят, то он затронет не только предпринимателей, но и практически любого гражданина.
Фактически все информация о крупных подарках, машинах, шубах и т. д. должна попадать под пристальное внимание налоговых органов. Именно налоговики будут определять налоговую базу любого крупного подарка. У граждан, правда, будет право оспаривать подобное решение в суде, что фактически отменяет понятие презумпции невиновности.
Кроме того, Минфин намерен обратить внимание на деньги, которые родители затрачивают на образование детей. Предлагается либо оформлять эти средства как ссуды, либо доказывать источник их происхождения.
По словам Георгия Бооса, затея Минфина может привести к тому, что даже стиральная машина, подаренная родителям-пенсионерам, может стать причиной долгих тяжб в суде. "Должен же быть какой-то предел в проводимой фискальной политике",-- считает Боос.
Он не скрывает, что позиция правительства по отношению к налоговому администрированию становится все более жесткой.
Собственно, во многом из-за новых налоговых инициатив чиновников тормозится и непосредственно рассмотрение законопроекта о наследовании и дарении ("Бизнес" сообщал вчера, что обсуждение этой главы Налогового кодека вновь перенесено, на этот раз -- на апрель).
Причем все более очевидным становится то, что правительство не намерено уступать депутатам в вопросе либерализации налоговых ставок. И если в концепции налоговой реформы правительство первоначально согласилось расширить перечень объектов налогообложения и освободить от налога близких родственников при получении в наследство недвижимости или земельного участка -- "объектов, имеющих социальную направленность", то теперь от этих обещаний не осталось и следа.
В свою очередь предложения депутатов освободить близких родственников от налога на наследование, по словам Георгия Бооса, звучат в Госдуме все тише и тише.
Деловая газета "Бизнес"