Издатели соперничают в борьбе за метро
МАРИНА НОСКОВИЧ
Как стало известно "Бизнесу", группа российских издателей во главе с гендиректором "Московского комсомольца" Павлом Гусевым создала структуру, которая хочет добиться права торговать печатной продукцией около станций метро. В нее глава МК пригласил российские издательские дома. Ранее о своих претензиях на этот рынок уже заявляло НП "Издательская инициатива", объединившее в основном иностранные ИД.
"Мы создали некоммерческую организацию "Союз московских издателей". Написали письмо мэру Москвы с единственной просьбой -- провести открытый конкурс,-- говорит Павел Гусев.-- Сейчас очень много непонятных людей начали кружиться над этими киосками, как мухи над навозной кучей. Мэр это письмо подписал и распорядился провести конкурс".
Теперь гендиректор МК решил действовать не в одиночку (см. вынос), а создать для участия в тендере отраслевое объединение. Участвовать в "Союзе московских издателей" согласились также ИД "АиФ", "Совершенно секретно", "Семь дней", "Здоровье", "Вечерняя Москва" и другие.
Участники союза объясняют решение вступить в альянс боязнью подтасовок во время тендера. "Ситуация все запутаннее, возникают не очень понятные участники и интересанты. Мы хотим открытого проведения тендера, поэтому и объединились",-- говорит гендиректор ИД "Аргументы и факты" Дмитрий Иванов.
Участники новой организации говорят, что недовольны работой "Издательской инициативы", поэтому и решили выходить на тендер самостоятельно. "Все борются за одно и то же, но если в одном случае это просто декларируется, то здесь идет поиск конкретных механизмов",-- говорит гендиректор ИД "Здоровье" Татьяна Ефимова. С ней соглашается Дмитрий Иванов из "АиФ", называющий действия "Издательской инициативы" аморфными.
Однако источники "Бизнеса" утверждают, что Гусев предлагал вступить в новый союз только российским ИД. "В "Издательскую инициативу" входят только иностранные ИД, если они победят, то и продаваться в метро будут только они",-- говорит представитель одного крупного ИД. "Павел Гусев сказал, что собирается создать объединение российских издателей, а в этом есть подтекст, который нам глубоко чужд",-- говорит коммерческий директор ИД "Коммерсантъ" Павел Филенков, которому Гусев также предлагал вступить в новый союз.
В "Издательской инициативе" утверждают, что не очень встревожены появлением конкурента. "Нам нет разницы, кто будет заниматься торговлей в 25-метровой зоне. Главное, чтобы там была торговля и чтобы она велась по правилам, которые поддерживает ИИ",-- говорит председатель правления "Издательской инициативы" Виктор Шкулев.
Эксперты считают, что новая организация имеет довольно большие шансы на победу. ""Издательская инициатива" использовала все возможные средства, но ничего у них пока не получилось. Здесь также собрались влиятельные ИД, возможно, у них получится",-- говорит управляющий директор "Системы массмедиа" Сергей Ключенков.
Торговля в метро была запрещена московским правительством в сентябре 2004 года. Продавцы печатной продукции (в первую очередь принадлежащий концерну «Система массмедиа» лидер рынка подземной торговли «Наша пресса» и монополист продаж в 25-метровой зоне «Метрополитеновец») потеряли большую часть бизнеса. После их многочисленных жалоб столичные власти разрешили установить в метро сеть специализированных киосков, а право их установки выставили на тендер, который назначен на февраль.
Помимо уже существовавших игроков, о претензиях на право заниматься подземной торговлей заявляли некоммерческое партнерство «Издательская инициатива» (объединяет несколько крупных издательских домов) и ИД «Пушкинская площадь», которая уже установила в метро сеть специализированных автоматов (см. «Бизнес» от 18 января).
Третьим претендентом на подземную торговлю стал МК. В октябре Павел Гусев написал письмо мэру Москвы Юрию Лужкову, где предложил сделать МК «головной организацией по реализации указанной программы». Но вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, руководитель штаба по вопросу вывода торговых объектов из 25-метровой зоны, заявил, что, поскольку в постановлении предусмотрено проведение конкурса, единичные предложения не пройдут.
Деловая газета "Бизнес"