17.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Расчеты по понятиям. Цифры продаж розничных сетей и производителей мобильных телефонов никак не сойдутся



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА

Отчеты по продажам мобильных телефонов растут как грибы после дождя. Только за последнюю неделю представили сведения по этому рынку и известные аналитики Mobile Research Group (MRG), и дилеры "Евросеть", "Связной" и Division. Данные о числе проданных мобильников у всех расходятся, и весьма существенно - на 9 миллионов штук. Эксперты считают, что дело здесь не столько в ошибочной методике подсчетов, сколько в желании "статистиков" поднять инвестиционный рейтинг своих компаний.

Война цифр
По оценкам MRG, в России в прошлом году было продано 24,267 млн мобильных телефонов. Всего за год рост этого рынка составил 60%. На первом месте оказалась компания Samsung с 23,1% рынка, на втором - Motorola с 22,7%, на третьем - Nokia с 18,6%. Четвертое и пятое места остались за Siemens и Sony Ericsson. Остальные вендоры, по данным MRG, даже не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. Впрочем, это утверждение было с возмущением воспринято некоторыми поставщиками, не вошедшими в лидирующую пятерку. "Мы не доверяем Mobile Research Group, совершенно непонятно, как они считают,- заявил "Бизнесу" менеджер по маркетингу корпорации LG Роман Смолев.- По нашим данным, в этом отчете не меньше 30% ошибок". По его мнению, MRG почти вдвое занизили долю LG: "Мы ведем собственную статистику, согласно которой компания продала 2 млн телефонов, а это примерно 7% рынка". В российском представительстве Nokia также считают спорными данные MRG о лидерстве Samsung. В Nokia не раскрывают цифр продаж в России, но утверждают, что их объем в два раза выше, чем у конкурента. Зато в компании-лидере Samsung отчетом более чем удовлетворены. "Наши собственные расчеты более или менее близки к данным MRG",- сказал "Бизнесу" менеджер по маркетингу компании Samsung Денис Глушенков. По информации исследовательских компаний Gartner и IDC, общемировые продажи Samsung действительно растут. Так, на мировом мобильном рынке Samsung занимает третье место, уступая Nokia и Motorola. Несмотря на сокращение объемов продаж телефонов до уровня начала 2004 года, Samsung удалось удержать за собой 10,9% рынка. Однако на российском рынке, по данным IDC, лидирует Siemens (22,4%), а не Samsung (17,5%).

Дилер дилеру lupus est
Подсчеты компаний-дилеров мобильных телефонов не только отличаются от данных исследовательских компаний, но и не сходятся между собой. Самое большое число проданных мобильных телефонов насчитала компания "Евросеть". По ее информации, в прошлом году в России через розничные сети было продано 30,32 млн телефонов. Таким образом, прирост объема рынка розничных продаж по сравнению с 2003 годом достиг 76%, а доля России в общемировых продажах составила 4,5%. "Связной" оказался скромнее, указав в своем отчете 27 млн проданных за год мобильников. На 2005 год специалисты "Связного" прогнозируют 33 млн продаж. В отчете MRG фигурирует похожий прогноз - 30-32 млн телефонов. Самое же скромное число назвали аналитики группы компаний Division - по их мнению, в прошлом году в России было продано не более 24 млн телефонов. "Другие компании завышают цифры, чтобы повысить свою инвестиционную привлекательность",- объяснил "Бизнесу" пиар-менеджер Division Очир Манджиков. Эксперты исследовательской компании ACM Consulting в этой "войне цифр" придерживаются золотой середины. "Мы еще не закончили исследования, но уже сейчас можем сказать, что в 2004 году вендоры продали дилерам около 27 млн телефонов",- говорит аналитик ACM Consulting Антон Погребинский.
Также по подсчетам "Евросети" в прошлом году было продано 18,4 млн телефонов новым абонентам сотовой связи. А число мобильников, проданных на замену старым моделям, по тем же данным, составило 11,9 миллионов, или 40% от всех проданных аппаратов. Лучше всего продавались телефоны в ценовом диапазоне $130-199 - 24,6% от всех проданных аппаратов. На втором месте оказались "бюджетные" модели стоимостью $70-99 (23,6%), на третьем - телефоны средней ценовой категории $100-129 (19,2%). Самыми популярными в прошлом году были телефоны от Motorola. Две модели этой марки (Motorola C200 и C350) взяли 11% всех продаж компании. На втором месте Siemens A52 с 5,6% продаж. Клиенты сети "Техмаркет" отдали явное предпочтение Siemens - его модели A52 и C60 заняли 13,5% продаж. На втором месте здесь оказалась та же Motorola C200 с 7,49%. В Dixis первое место в прошлом году прочно удерживал тот же Siemens A52 (6%), а на второе и третье вышли Nokia 3310 (4,4%) и Nokia 1100 (3,4%). Характерно, что в тройку лидеров этих сетей не входят телефоны Samsung - лидера российского рынка по версии MRG. "Мы считаем, что приведенные "Евросетью" данные не соответствуют реальности. Если это экстраполяция цифр на основе собственных продаж контрактов, то такие данные не вызывают доверия",- считают конкуренты из Division. Но при этом и они говорят о "проблеме расхождения цифр". По данным Division, парк активно используемых мобильных телефонов не превышает 48 млн.

Абоненты умнеют, телефоны дорожают
По оценкам компании SmartMarketing, в прошлом году было продано 179 250 КПК, смартфонов и коммуниторов. Годовой рост этого сектора рынка составил 53%. Первое место по продажам занимают смартфоны. Так, по данным Division, в 2004 году было продано 105 тыс. смартфонов. Пока это, конечно, капля в море мировых продаж - в прошлом году в мире было продано 14,7 млн смартфонов. Правда, рост российского "умного" рынка впечатляет - за год, по данным компании, он достиг 220%. Лидерами в сегменте "дорогих и умных" стали Nokia, SonyEricsson, Siemens и Motorola, а средняя цена модели составила $472. Nokia традиционно доминирует на рынке дорогих моделей. На этот брэнд пришлось 76,3% всех проданных в прошлом году в России смартфонов. На втором месте оказался Siemens с 21,8% рынка. Третье и четвертое место заняли SonyEricsson и Motorola с очень незначительными долями - 1,4% и 0,5% рынка. Самыми популярными моделями признаны Nokia 6600, Nokia 6260, Siemens SX1 и SonyEricsson P910. Специалисты сети прогнозируют, что продажи смартфонов в этом году будут опережать рост продаж обычных мобильников на 18-20% в месяц и приблизятся к 400-тысячной отметке. Аналитики MRG также ожидают в 2005 году роста продаж дорогих моделей телефонов, в том числе и смартфонов. Кроме того, ожидается, что лидеров рынка потеснит новый сильный игрок - компания Samsung. "Мы считаем, что Samsung удастся выйти в этот перспективный и динамично развивающийся сегмент рынка,- сказал "Бизнесу" Очир Манджиков.- Компании удастся войти в тройку лидеров, чему будет способствовать активная рекламная и маркетинговая деятельность компании". Но Nokia и SonyEricsson оставят за собой лидерство. Компания Siemens также сохранит свое место в первой пятерке по продажам в России.

Между вендорами и дилерами
"Сравнивать отчеты аналитиков с данными дилеров довольно сложно,- отмечает Антон Погребинский.- MRG изучает продажи вендоров, а дилеры типа "Евросети", "Связного" и Division считают розницу". По этой логике число проданных вендорами аппаратов должно превышать дилерские продажи, поскольку дилеры могут не реализовать все купленные телефоны. В отчетах дилеров эта логика не прослеживается - их розничные продажи явно превышают зафиксированные экспертами данные о вендорах. Даже с учетом "серого" рынка данные о проданных дилерами мобильниках, по мнению экспертов, завышены. По данным MRG, доля "серых" продаж в последнем квартале прошлого года выросла с 3,5% до 4,7%, в основном благодаря росту неофициальных поставок популярных моделей Siemens. Стимулом увеличения серых продаж производителя стала значительная разница в ценах на одни и те же модели компании на российском и европейском рынках. Как отмечается в отчете MRG, на некоторые модели разница в цене достигает 20%.

Деловая газета "Бизнес"