17.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Сила и радость "Жука"



Ирина Дрёмина

17 февраля 1972 года Volkswagen Beetle или попросту "Жук" стал самым продаваемым автомобилем в мире. Год назад последний "Жук" сошел с конвейера в Мексике, но история его не закончилась. Маленькая глазастая машина, ставшая легендой автомобилестроения прошлого века, остается одной из самых любимых и узнаваемых марок. В том числе и в России, где собственного "Жука" так и не создали.
Своим рождением "Фольксваген-жук" обязан Адольфу Гитлеру. Именно он заказал австрийскому конструктору Фердинанду Порше в 1934 году создать народный, то есть доступный для всех, автомобиль. За 10 месяцев Порше сконструировал малолитражный заднемоторный автомобиль, дешевый и практичный. По виду он действительно напоминал приземистого жука, поэтому дурацкое название, данное ему Гитлером: "Сила через радость", не прижилось.
Война затормозила выход "Жука" на рынок. Зато послевоенные 50-е стали настоящим золотым временем для новой машины. Именно такой автомобиль и отвечал массовому спросу в период активного послевоенного роста. Он был недорогим - всего 3790 марок и при этом хорошего качества. Маленькая машина ела мало бензина, хорошо держала дорогу и не ломалась. Кроме того, она была очень "дружелюбна": демократична, удобна и симпатична на вид. На ней стали ездить все - от миллионеров до домохозяек, и не только в Германии. В 1950 году автомобиль стали экспортировать в США.
В 1955-м "Фольксваген" выпустил миллионного "Жука"! В 60-е "Жук" стал культовым автомобилем и звездой Голливуда. Эта округлая машинка играла роли в диснеевских мультиках, а потом возила главных героев в фильмах Ингмара Бергмана, Стэнли Кубрика и Вуди Аллена. "Фольксваген" выпускал по миллиону машин в год. 1972 год стал звездным годом "Жука" - он обогнал по продажам самую популярную модель, выпускаемую "Фордом" с 1908 года, и стал самым продаваемым в мире автомобилем. С этой вершины уже был виден закат - наступало новое время в автомобилестроении, и более совершенные машины отодвинули "Жука" на второй план. Последний немецкий "Жук" был выпущен на заводах "Фольксвагена" в 1977 году. Но это не означало, что он ушел со сцены совсем.
Производство было перенесено в Мексику и страны Южной Америки. Основной завод в мексиканском Пуэбло выпустил за 20 лет около 1700 тыс. автомобилей, которые имели огромный успех на внутренних рынках, а также экспортировались в США и в Европу. В 90-х автолюбители соскучились по старому доброму "Жуку". Особенно папа-"Фольксваген", который заработал на своем детище за всю историю его производства около 100 млрд марок. В 1998 году компания попыталась повторить собственный рекорд: с конвейера в Пуэбло сошел New beetle - сильно осовремененный вариант "Жука". Однако реинкарнация не имела большого успеха - фанатов оказалось не так много. В июне 2003 года "Фольксваген" выпустил 3 тыс. коллекционных "Жуков" и закрыл историю самого популярного автомобиля. Последний "Фольксваген-жук" цвета Harvest Moon Beige был отправлен в Автомузей в Вольсбурге.
В России тоже любят "Жука", но как экзотику. У нас народного автомобиля в "жуковском" смысле так и не построили. Кстати, Сталин хотел перекупить идею автомобиля у Фердинанда Порше, но тот не согласился. В дальнейшем на роль общедоступного автомобиля примеряли и "Запорожец", и вазовскую "копейку", но из этого так ничего и не вышло.



Деловая газета "Бизнес"