17.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Белым по черному. Российские компании могут обыграть бразильцев в Японии



НИКОЛАЙ ДИЦМАН

Как стало известно "Бизнесу", отечественные производители могут практически полностью занять один из рынков потребительских товаров Японии. Недавно Китай ввел запрет на экспорт белого угля, в котором остро нуждается внутренний рынок Японии. Сейчас этот рынок, емкостью в $90 млн, полностью открыт для российских инвестиций.
"У российских компаний появился уникальный шанс без особых проблем влезть на японский рынок: белый уголь делается из твердых пород дерева и опилок. В России с этим сырьем проблем нет. Если наши компании не займутся этим сейчас, этот рынок достанется бразильцам",- говорит партнер консалтинговой компании "Астон Консалтинг" Игорь Дьяченко.
Белый уголь - это что-то вроде черного древесного угля "для шашлыков", который продается в супермаркетах. Белый уголь делается из твердых пород дерева (например, бук или дуб) или опилок. Себестоимость белого угля в зависимости от древесины составляет $350-400 за тонну, продажная цена - $1,2-1,45 тыс.
По данным Международной объединенной угольной ассоциации, в 2003 году японский рынок белого угля составил $90 млн. Около 90% из них приходится на потребление в ресторанах и кафе, где на непахнущем белом угле готовят национальные блюда.
В последние годы белый уголь также начал использоваться для производства косметики (шампуни, мыло, масла), зубных щеток и нитей, "здоровых" напитков, мебели и одежды - сказалась мода на здоровый образ жизни.
Япония не производит белый уголь самостоятельно, около 70% рынка занимает китайская продукция, 12% - Малайзия, 10% - Индонезия. Доля остальных стран незначительна.
С 1 октября 2004 года обеспокоенный массовой вырубкой леса Китай ввел эмбарго на экспорт древесной продукции. Поставки по уже заключенным контрактам пока выполняются, но уже через несколько месяцев японский рынок останется без основного поставщика.
"Малайзия, Таиланд и Индонезия не в состоянии заместить китайскую продукцию на японском рынке. Это сможет такая страна, которой удастся предложить японскому рынку продукцию высокого качества по конкурентным ценам",- говорит управляющий директор Международной объединенной угольной ассоциации Цуеси Хировака (см. интервью с ним на этой же странице). По словам Игоря Дьяченко (его компания консультирует японцев в поиске партнера в России), сейчас потенциально заменить Китай могут две страны - Россия и Бразилия: "Только в этих странах растет достаточно лесов".
Рынок древесного угля в России составляет около 50 тыс. тонн в год. Из них 70% используется в алюминиевой и электротехнической промышленности, из 20% делается активированный уголь. Оставшиеся 10% приходятся на уголь "для шашлыка". Производством белого угля никто не занимается.
Твердые породы дерева в России растут на юге страны, Дальнем Востоке и в Южной Сибири. "Малайзийцы пытались сделать это самостоятельно, но у них получился уголь с запахом, который не нужен ресторанам",- говорит Дьяченко.
Порог входа на рынок Дьяченко оценивает "максимум в $1 млн". Сейчас "Астон Консалтинг" ведет переговоры с двумя потенциальными участниками проекта, которые должны завершиться в марте-апреле. "Если все получится, это будет первый прецедент, когда российским компаниям удастся войти на японский потребительский рынок и закрепиться там. В принципе, для производителя черного древесного угля перейти к производству белого угля нормально". В случае если российские компании не заинтересуются этой нишей, ее займут бразильские компании, сейчас они ведут активные действия в этом направлении, предупреждает Дьяченко.


Деловая газета "Бизнес"