24.02.2005

День длинных ножниц на федеральном ТВ. Что случилось с воскресными передачами Владимира Соловьева и Андрея Караулова



Владимир Соловьев Сразу две итоговые аналитические программы оказались в последние дни в центре скандалов. Передача «Момент истины», выходящая в воскресенье в 8 вечера на ТВЦ, по словам ее автора и ведущего Андрея Караулова, подверглась серьезной цензуре: был вырезан четырехминутный политический сюжет. А долгожданная итоговая программа на НТВ с Владимиром Соловьевым, запланированная на 10 вечера, вообще не вышла в эфир. Вместо аналитической передачи показывали блокбастер «Терминатор». Официально утверждается, что срыв многообещающего проекта произошел по техническим причинам. Однако есть свидетельства, что пилотный выпуск был все-таки сделан, но его пустили под нож – тоже по цензурным соображениям.

Как разъяснил «НГ» сам Владимир Соловьев, невыход передачи связан с тем, что к назначенному сроку оказались неготовыми декорации. «То, что мы задумали, оказалось несколько сложнее технически, чем мы думали. Концертный зал – трудоемкая вещь», – сказал он. При этом ведущий затруднился ответить на вопрос, будут ли они готовы к следующему воскресенью. Правда, появились слухи о том, что пилотный выпуск был готов, но якобы не понравился генеральному продюсеру НТВ Александру Левину по причине некорректных высказываний одного из приглашенных гостей – Михаила Леонтьева – в адрес некоторых глав СНГ. Соловьев это отрицает. По его словам, пилотный выпуск из-за отсутствия декораций вообще не снимался, но «сценарная заявка всем понравилась». Что же касается Леонтьева, то Соловьев подчеркнул: «Кандидатура Михаила Леонтьева при всем моем сложном отношении к нему даже не обсуждалась. Вообще никого не обзванивали и не приглашали».

Гостями будут, по словам Соловьева, лидеры общественного мнения, с многими из которых у него благодаря передачам «К барьеру!» и «Апельсиновый сок» «давние, профессиональные отношения». В частности, ведущему итоговой программы очень хочется поговорить с министром обороны Сергеем Ивановым. «Что же касается Михаила Зурабова, то он вряд ли придет ко мне на передачу, потому что меня лично опасается». «Воскресный вечер» предполагается вначале в записи, а затем, когда технология будет отработана, возможно его появление и в прямом эфире. Впрочем, Соловьев говорит: «Я никогда не был таким безумным сторонником прямого эфира. Если, не дай бог, что-то в стране случится, то программа будет в прямом эфире».

Между тем в программе передач этой недели «Воскресный вечер» с Соловьевым уже не значится. По мнению бывшего ведущего итоговой программы НТВ Евгения Киселева, причина невыхода «Воскресного вечера» в том, что передача еще «сырая» и не вполне готова к эфиру. В интервью «НГ» он подчеркнул, что в его практике такое случалось неоднократно и он пока подождал бы с далеко идущими выводами. «Понятно, что на эту программу руководство канала и в первую очередь его главный продюсер Александр Левин делают большую ставку. Ясно, что если программа вдруг не получится, это будет очень болезненно. Но я не думаю, что можно говорить о том, что в это дело вмешалась цензура. Что касается истории с программой Караулова, я скажу так: выходите в эфир живьем и тогда не будет подобных проблем».

С ним солидарен и другой бывший телеведущий Сергей Доренко, который не видит никакой связи последних скандалов с цензурой. По его словам, «все существующие программы и так работают под строгим контролем. Отличие от времен Политбюро в том, что их контролирует не единая сила, а разные ведомства. Так, одна программа обслуживает ФСБ, а другая МВД больше, чем ФСБ. Поэтому их скандалы, честно говоря, никакой политической значимости не имеют».

Сам же Андрей Караулов в интервью «НГ» заявил, что не отказывается работать с ТВЦ: «Это единственный канал, где до недавнего времени мы делали и говорили все, что хотели. Но когда я теряю по 4 минуты текста второй раз подряд – это чистой воды цензура». По его словам, первый раз это случилось два месяца назад, когда Караулов напомнил о пророческой фразе своего коллеги Михаила Маркелова: депутат Госдумы и телеведущий еще в августе заявил о том, что следующее нападение может произойти в маленьком городке в Северной Осетии. Караулов сказал: «20 февраля было еще интересней. Геннадий Николаевич Селезнев спрашивает у заместителя Зурабова, господина Стародумова: «Почему вы забыли армию, там же полно льготников, как же им добираться до службы?» И хотя это не его министерство, господин Стародумов взял удар на себя, заявив, что произошел технический сбой. Этот фрагмент из передачи исчез. Там многое исчезло». Караулов обращает внимание на то, что кассета «была сдана на эфир, как всегда, по плану, в 13 часов 32 минуты». «И если я не получу объяснений, когда закончится этот бардак – мы в эфир не выйдем», – сказал он.

Руководитель ТВЦ Олег Попцов в интервью «НГ» был резок и категоричен: «Зачем мне ставить его в эфир, чтобы потом цензурировать? Это очередной визг господина Караулова, не имеющий никаких оснований, просто визг. Караулов специально разжигает скандал, потому что о нем мало пишут. Обычный театральный ход. Он уже поднял депутатов. Мне уже позвонил Комиссаров, я поговорил с Резником. На самом деле он вместо 52 сделал 56 минут и принес программу за два часа до эфира. Весь эфир летит. Я сказал: сократить! И сократили только полторы минуты. А не четыре».

Любопытно, что в конфликтной ситуации вокруг «Момента истины» оправдывается не Караулов – за срыв телепроизводства, – а руководитель канала Попцов. Который давно мог отказаться от покупки передач Караулова, но почему-то этого не делает...

Начало нынешней недели принесло еще одну неожиданную новость, связанную с «третьей кнопкой». Вчера совет директоров ОАО «ТРВК «Московия» (Третий канал) назначил генеральным директором компании Андрея Писарева, освободив от этой должности Петра Толстого. Впрочем, никакой политической подоплеки данные кадровые передвижения не имеют. Петр Толстой не прощается с «третьей кнопкой». Вскоре он появится на экране в качестве ведущего еженедельной аналитической программы «Выводы».

Сергей Варшавчик, Анастасия Корня, Ирина Романчева

Независимая газета