24.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Сетевые аптеки растут быстрее рынка



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Российский розничный рынок лекарств вырос за 2004 год на 26,8% и составил $3,4 млрд в оптовых ценах. Вместе с тем сегмент сетевых аптек продолжает расти быстрее рынка в целом - рост аптечного ритейла достиг 40%.
Во вторник группа компаний "Ремедиум" обнародовала исследование развития российского розничного рынка лекарств. По данным "Ремедиума", за 2004 год рынок вырос на 26,8% и составил $3,4 млрд в оптовых ценах. "Значительный рост розничного рынка РФ в 2004 году связан с увеличением покупательской способности граждан. Так, среднестатистический россиянин в прошлом году потратил на лекарства $30,5, что на 22% выше показателя 2003 года ($23,8)",- говорит гендиректор аналитической компании "Ремедиум" Мария Денисова.
Сетевые аптеки по-прежнему растут быстрее рынка. По данным исследовательской компании "Фармэксперт", в 2004 году рост аптечного ритейла составил 35-40%. Доля сетевых аптек достигла, по предварительным оценкам, 30% рынка.
"Сетевики повышают оборот за счет увеличения объемов продаж, часто расширяя ассортимент за счет нелекарственной продукции. Немаловажно и то, что крупные сети скупают все больше региональных операторов, увеличивая свои доходы за счет выхода в регионы",- считает аналитик "Фармэксперта" Светлана Грудачева. По ее мнению, наиболее динамично в 2004 году росли сети "Доктор Столетов" (в ноябре 2003 года у них было 44 аптеки, сейчас 246), "Аптеки 36,6" (105 - 236), "Натур продукт" (135 - 184) и "Ригла" (78 - 111).
Согласно данным бухгалтерской отчетности компании "Аптеки 36,6", в 2004 году ее оборот вырос на 76% - до $134 млн. Финансовые показатели других компаний не раскрываются.
У крупных аптек меньше издержек, считает замдиректора дистрибуторской компании "ЦВ Протек" Вадим Ларичев. "За счет большого объема товара сетевики могут получать серьезные скидки",- говорит он. С ним соглашается Грудачева из "Фармэксперта": "Часто сетевые аптеки вообще обходятся без посредников и заключают прямые контракты с производителями, что сокращает расходы". Кроме того, сетевая аптека - это брэнд, его легче продвигать, добавляет Ларичев из "ЦВ Протек".

Деловая газета "Бизнес"