Михаил Фрадков приказал снизить НДС до 13проц.Вчера в Белом доме премьер Михаил Фрадков созвал закрытое совещание, посвященное налоговой политике, а точнее, выработке позиции правительства по поводу снижения НДС. Как стало известно Ъ, премьер сделал свой выбор: в 2006 году НДС должен быть снижен до 13%.
28 января премьер Михаил Фрадков, ознакомившись с предложениями заместителя руководителя своего аппарата Михаила Копейкина о снижении в 2006 году НДС с 18% до 13% и использовании средств стабфонда для компенсации потерь федерального бюджета, согласился с ними и поручил министрам Алексею Кудрину и Герману Грефу представить соответствующие расчеты. То, что премьер получил, его не удовлетворило. 2 февраля на совещании в Ново-Огареве к налоговой теме проявил интерес президент Владимир Путин (см. Ъ от 3 февраля). Министры-экономисты продемонстрировали далеко не всегда свойственную им солидарность. Они сплотились в борьбе с "радикализмом" Михаила Копейкина на ведомственной минфиновской позиции. Было странно слышать, как Герман Греф слово в слово повторяет аргументы Алексея Кудрина об угрозе бюджету вообще и проводимой социальной политике в частности, о непродуманности и т. д. При этом господин Греф противоречил самому себе: в конце 2003 года он поддерживал снижение НДС как раз до 13%. Другими словами, совершенно ясно, что премьеру были представлены расчеты, по которым выходило, что предложения его протеже Михаила Копейкина обойдутся бюджету в сумму, превышающую 360 млрд рублей, а стабфонд задумывался совсем не для того, чтобы служить страховкой при налоговых экспериментах. Премьер же ждал совсем других цифр: как снижение НДС подтолкнет экономический рост и инвестиции в реальное производство (последние в состоянии сдержать инфляцию, замедлив денежное обращение), насколько снижение НДС может сократить масштабы бизнеса на его возврате. За прошедший с начала бурной кампании за снижение НДС месяц выяснилось, что в ней участвуют не только чиновники правительственных ведомств. Как стало известно Ъ, кремлевские экономисты (прежде всего начальник экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович) готовы обсуждать куда более радикальные варианты вплоть до ликвидации НДС как класса. Этой идее более чем симпатизируют в РСПП. Главное, что сдерживает натиск ликвидаторов НДС это отсутствие достойной с точки зрения бюджетных доходов замены. Первое, что в качестве такой замены приходит в голову налог с продаж. Но это явно нереальная замена (хотя представителей РСПП она бы устроила), означающая перенос уплаты половины доходов федерального бюджета (именно столько составляют платежи НДС, включая "импортный" НДС, который импортеры уплачивают таможенникам) с компаний на граждан. В этой связи предложения Михаила Копейкина привлекательны тем, что они, в отличие от обнуления НДС, реальны. За радикальное снижение НДС, а только такой шаг может восстановить доверие между властью и бизнесом и подтолкнуть не вывоз капитала, а экономический рост, считает господин Копейкин, должны платить не граждане, а стабфонд, при том, что его неприкосновенные 500 млрд рублей останутся при нем хватит и накопленного сверх этой суммы. Вот тут Минфин забеспокоился всерьез. Он стал выстраивать укрепления по двум направлениям. Первое направление неприкосновенность стабфонда. Теоретически эта линия обороны неуязвима. Строится она так: использовать средства стабфонда в принципе можно. Условие только одно: технико-экономическое обоснование соответствующих проектов должно обеспечивать эффективность использования средств не ниже той, которую дает досрочное погашение самых дорогих внешних долгов, что, по оценке самого же Минфина, составляет 7% годовых. Однако если вдруг появится столь эффективный проект, то у любого здравомыслящего финансового контроля, которых в российской власти за каждым углом, возникнет вопрос: а почему, собственно, этот проект финансирует государство, а не частный бизнес? Если же эту казуистику оставить в стороне, то главное в стабфонде это просто выведение из оборота максимально возможной части денежной массы. Цель борьба с инфляцией. Одновременно стабфонд превращается в памятник экономике, которой деньги оказываются вредны. Вторая линия обороны слабее. Это подсчеты, но не того, каковы ежегодные потери бюджета от бизнеса на НДС, а попроще того, во что обойдется его сокращение с 18% до 13%. И соответствующие мрачные прогнозы. В середине февраля Минфин получил подкрепление его позицию поддержал МВФ. Фонд проникся заботами хранителей российского бюджета и стабфонда и рекомендовал фонд не трогать, а со снижением налогов не спешить (см. Ъ от 18 февраля). Вот только если вспомнить афронт, с которым министр финансов Алексей Кудрин столкнулся перед этим в Лондоне, где просил у Парижского клуба дисконт с тех долгов, которые Москва готова досрочно погасить, то можно сделать вывод о том, что больше всего МВФ, как и Парижский клуб, беспокоит сохранность собственных денег. Для МВФ главное чтобы Россия не вернулась в очередь за его кредитами. В самый последний момент Минфин стал лихорадочно искать союзников среди российских бизнесменов. Поиск, судя по всему, был трудным: привлечь на свою сторону удалось только "Деловую Россию" далеко не самую авторитетную из российских предпринимательских организаций. Зато "вербовка делороссов" труда не составила. 21 февраля их пригласили на совещание к Алексею Кудрину в Минфин. Гости согласились поддержать неприкосновенность хоть НДС, хоть стабфонда в обмен на обсуждение возможностей снижения единого соцналога (ЕСН) и отмены пошлин на ввоз высокотехнологичного оборудования. На самом деле в Минфине были готовы обсуждать что угодно, лишь бы вывести из-под удара стабфонд и НДС. Если бы этот план удался, то потом Минфин непременно напомнил бы о дефиците Пенсионного фонда, которым грозит первое снижение ЕСН с 36,6% до 26% с 1 января 2005 года и которое пока закрывается только в 2005 году, да и то пожарными мерами за счет все того же стабфонда: соответствующее положение записано в Бюджетном кодексе. Так что в итоговой оппозиции министерства по дальнейшему снижению ЕСН сомневаться не приходится. Вчера Михаил Фрадков прорвал оборону Минфина. Как рассказал Ъ участник прошедшего совещания, премьер жестко потребовал от его участников подготовить обоснования для снижения НДС до 13% в 2006 году. Что еще потребует сегодня премьер от своих министов см. стр. 2 КоммерсантЪ |