24.02.2005

Никаких тайн. У банков не останется секретов от заемщиков



Василий Кудинов
Евгения Ватаманюк


Инициативу антимонопольной службы, задумавшей заставить банки рассказывать клиентам всю подноготную об условиях потребительских кредитов, поддержал Минфин. Его специалисты подготовили проект закона, регламентирующего раскрытие информации об условиях кредитов и права заемщиков.


Потребительский кредит в законопроекте определен как целевой кредит, предлагаемый неопределенному кругу лиц, на оплату товаров или услуг. Предполагается, что и используемые для этой цели пластиковые карты также будут попадать под действие закона. Исключение составят лишь ипотечные кредиты, ссуды на оплату аренды и сделок с ценными бумагами, а также договоры между работодателем и работниками.

В поле зрения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) рынок потребкредитов попал минувшей весной. Изучив условия кредитования примерно в 100 банках, ФАС выявила, что реальные ставки зачастую оказываются значительно выше объявленных. Конкретные претензии предъявили только “Русскому стандарту”. Но в ФАС зародилась идея законодательно закрепить за банками обязанность подробно информировать заемщиков об условиях кредитных договоров. Ее подхватил Минфин — “куратор” банковского законотворчества в правительстве. На прошлой неделе руководитель департамента финансовой политики министерства Алексей Саватюгин рассказал о подготовленном проекте закона “О потребительском кредите”, который направлен на согласование в Центробанк.

Чтобы из-за маркетинговых уловок граждане не оставались в неведении о реальной стоимости потребкредита, Минфин предлагает обязать банки предоставлять заемщикам всю информацию до его выдачи. Должны раскрываться данные: о документах, необходимых для оценки кредитоспособности заемщика, и принципах ее проведения; порядке и сроке рассмотрения заявки на кредит; минимальных и максимальных сроке и сумме кредита; расходах по нему (с учетом различных комиссий); обеспечении кредита и других обязательных условиях, в том числе заключении договоров с третьими лицами. После выдачи кредита банк обязан ежемесячно информировать заемщика об остатке задолженности, а также сроках и размерах платежей по ее погашению. Банкам вменяется в обязанность бесплатно информировать потребителей об их правах. Так, потребитель вправе получить от банка объяснение о причинах отказа в кредитовании. Заемщик сможет досрочно гасить задолженность, если с момента предоставления кредита прошло более трех месяцев, а его сумма превышает 10 минимальных размеров оплаты труда. Если же в течение недели по полученному кредиту не было потрачено ни копейки, его можно будет вернуть без каких-либо затрат, а если банк не проинформировал об этом потребителя, тому на возврат дается месяц.

Банкиры не против новаций, но призывают не перегибать палку. Первый зампред правления Росбанка Владислав Першин отмечает, что себестоимость выдачи одного кредита составляет $15-70, которые банк “отрабатывает” в среднем лишь за четыре месяца. Поэтому с возможностью досрочного погашения Першин считает нужным оговорить и вопрос компенсации банку этих затрат.

Член правления Международного московского банка Дмитрий Мохначев убежден, что с выходом закона добросовестным банкам станет проще работать. Сейчас “сложно объяснять, почему твое предложение привлекательнее, чем у конкурентов”. Мохначева не смущает, что кредитные карты, по сути, оказались вне сферы законопроекта, ведь траты по ним не имеют целевого ограничения: “Это первая попытка, своего рода проба пера. Со временем она распространится и на другие продукты, как за рубежом”.

Курирующий в Центробанке работу над законопроектом первый зампред Андрей Козлов отказался от комментариев. Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров сказал, что его ведомство ожидает текст из Минфина сегодня-завтра и готово включиться в работу над ним. По мнению Саватюгина, в начале весны законопроект может быть внесен в правительство, а осенью — в Думу. Зампред банковского комитета Павел Медведев не ожидает сложностей при его прохождении в нижней палате. Хотя существующее законодательство позволяет бороться с проблемами, спровоцировавшими появление этого закона, лишние разъяснения не помешают, считает депутат: “Особенно потребителям, которые еще не научились в должной мере отстаивать свои права”.



Ведомости