24.02.2005
Baring Vostok Capital Partners

$400 млн на средний бизнес



Елена Мязина

Один из крупнейших иностранных игроков на рынке прямых инвестиций в России — компания Baring Vostok привлекла еще $400 млн в свой новый фонд. Эти деньги компания намерена вложить в средние частные компании, рассчитывая заработать не менее 25% годовых. Конкуренты довольны — крупные сделки способны разогреть рынок.


Baring Vostok Capital Partners (BVCP) создана в 1994 г. Входит в международную группу Baring Private Equity International, под управлением которой находится более $2 млрд. За 10 лет BVCP инвестировала в 40 проектов на территории России и стран СНГ $336 млн через два своих фонда. Среди этих проектов – “ВымпелКом”, Golden Telecom, “СТС Медиа”, “СладКо”, Сыктывкарский ЛПК, “Боржоми” и др.

Скинуться деньгами в новый фонд, по словам соуправляющего партнера Майкла Калви (см. интервью на стр. А5), решили старые клиенты компании, а также несколько крупных институциональных инвесторов из Европы, Северной Америки и Азии. На такой шаг, по словам Калви, они решились, видя прогресс в экономическом развитии страны и стремясь разбавить свои портфели более рискованными и потенциально более доходными инвестициями.

Привлеченные деньги достанутся частным компаниям с годовым оборотом более $10 млн, рассказывает Калви. BVCP проявляет интерес к инвестициям в средние нефтяные и газовые компании, производство потребительских товаров, СМИ, финансовый сектор и проектам в области высоких технологий. Baring Vostok, подчеркивает Калви, предпочитает покупать контрольные пакеты акций как самостоятельно, так и с привлечением партнеров — соинвесторов.

“Это знаковое событие, — считает управляющий директор AIG-Brunswick Capital Management Иван Родионов. — Еще никому после кризиса [1998 г.] не удавалось поднять такую солидную сумму”. Сейчас западных фондов с таким капиталом у нас нет, вторит ему управляющий директор The Carlyle Group Андрей Терехов, участвовавший в создании BVCP. “Для инвесторов очень важен инвестиционный климат, а за последние 12 месяцев он заметно испортился”, — добавляет Терехов.

Убедить инвесторов, по мнению Родионова, управляющим Baring Vostok помогла хорошая история предыдущих инвестиций. К 31 января 2005 г. 23 проекта из 40 были реализованы с годовой внутренней нормой рентабельности 44%. Аналогичных результатов Калви надеется достигнуть и в будущем.

Рынок прямых инвестиций в России находится в зачаточном состоянии и такие крупные сделки позитивно влияют на развитие этого сектора, отмечает председатель совета директоров Delta Private Equity Partners Патриция Клоэрти. Индустрия настолько мала, что каждый успех конкурентов повышает шансы всех остальных управляющих, соглашается Терехов. Всего, по его оценке, западные фонды вложили в российские компании порядка $1,5 млрд. “Если в этом году всем удастся поднять сколько запланировано, то в страну придет еще около $1 млрд”, — прикидывает он. А Клоэрти ожидает прихода на рынок новых игроков. В 1970-е гг., напоминает она, активы фондов прямых инвестиций в США составляли всего около $700 млн, а сейчас они превышают $100 млрд.

Тесноты управляющие не боятся. В России есть где развернуться, утверждает Терехов. Динамично развивающихся компаний, способных показать высокие темпы роста доходности, становится все больше, указывает Клоэрти. Родионов перспективы рынка оценивает более сдержанно. По его мнению, Россия не очень привлекательна для прямых инвестиций, так как благодаря высоким ценам на сырьевые товары в стране переизбыток собственных денег. Кроме того, сам рынок развивается не так динамично, как ожидалось. “Компаний малого и среднего бизнеса, которые могут быть интересны прямым инвесторам, немного, — отмечает Родионов. — А крупным предприятиям их деньги не нужны”. Каждый фонд, поясняет он, вкладывает в одно предприятие не более 10% своих средств. Для “Северстали”, например, при ее капитализации (по данным РТС, более $5 млрд) даже $40 млн — небольшие деньги, и ей проще привлечь средства из других источников.



Ведомости