25.02.2005

Сладко и дорого. Россияне переключаются на лакомства класса люкс



Кондитерская продукция Российского рынка Кондитерский рынок России является одним из самых объемных в мире. В прошлом году было произведено около 2,04 млн. тонн сладкой продукции. Обороты этого рынка на сегодняшний день оцениваются в 2,8-3,4 млрд. долларов, в прошлом году прирост составил, по различным оценкам, от 6% до 15%. При этом эксперты утверждают, что рынок близок к насыщению. В результате рост объемов производства может замедлиться, но это не коснется сегмента шоколадных изделий. Таким образом, россияне будут вынуждены перейти на более дорогую продукцию.

Рынок растет за счет дорогой продукции
Специалисты кондитерского рынка выделяют два основных направления: сахаристая продукция (шоколад, конфеты, карамель, зефир, мармелад, пастила) и мучная (печенье, вафли, вафельные торты). Обычные торты, пряники и восточные сладости относят к хлебобулочным изделиям. В последние два года на российском кондитерском рынке наблюдается некоторая стабилизация. По предварительным подсчетам, в прошлом году было произведено 2,04 млн. тонн продукции, или примерно на 5% больше, чем в 2003-м.

В денежном выражении рынок рос гораздо активнее. Так, по данным компании «Бизнес Аналитика», в 2004 году объем рынка составил примерно 2,9 млрд. долларов. Похожие цифры привел в разговоре с ГАЗЕТОЙ и аналитик по потребительскому рынку Альфа-Банка Александр Свинов: «В прошлом году рынок подрос приблизительно на 6-7%, до 2,8 млрд. долларов».

Однако есть и более оптимистичные оценки. «Российский рынок кондитерской продукции на сегодняшний день самый большой в мире. По некоторым данным, его объем за 2004 год составил около 3,4 млрд. долларов», - считает Юрий Данилюк, директор по продажам компании Verysell-6.

Эксперты уверены, что в течение нескольких лет ситуация кардинальным образом не изменится. «В ближайшие годы темпы роста рынка замедлятся, а в денежном выражении рынок будет расти заметно быстрее, - рассказала ГАЗЕТЕ аналитик компании «Бизнес Аналитика» Снежана Равлюк. - Это связано как с увеличением уровня цен на продукцию шоколадного рынка, так и с тенденцией переключения потребителей на более дорогие и качественные марки».

Ее точку зрения разделяют участники рынка. «Если в предыдущие пять лет среднегодовой прирост составлял 9,1%, то в следующие пять лет рост, думаю, не будет превышать 5% в год», - считает генеральный директор Московского булочно-кондитерского комбината «Коломенское» Альберт Мкртычян. По его словам, в ближайшие несколько лет должна произойти более четкая структуризация рынка: «В частности, производители будут предлагать все более дорогие лакомства премиум-класса (от 301 до 500 рублей за кг. - ГАЗЕТА). При этом рост конечных цен будет происходить не только за счет увеличения маркетинговых издержек - красивой упаковки и повышения рекламных бюджетов, - но и за счет использования дорогого высококачественного сырья».

В авангарде
По данным Ассоциации предприятий кондитерской промышленности России (АСКОНД), динамичнее всего развивается рынок шоколада и шоколадных изделий: на их долю приходится порядка 25% в общем объеме производства кондитерской отрасли.

В компании «Бизнес Аналитика» ГАЗЕТЕ сообщили, что в 2004 году было продано почти 520 тыс. тонн шоколадных кондитерских изделий. Специалисты российского подразделения компании Nestle оценивают шоколадный рынок России несколько скромнее: по их предварительным данным, в прошлом году в России было произведено 440 тыс. тонн. Они прогнозируют, что в 2005 году объем шоколадного рынка составит 460 тыс. тонн, а через пять лет - 600 тыс. тонн.

Какой шоколад предпочитают россияне
Как подсчитали эксперты компании ACNielsen, наиболее популярными у потребителей в 2004 году был молочный шоколад (61,4%), на втором месте по продажам - темный шоколад (23,9%). Доля белого шоколада - 9,4%, на четвертом месте - комбинированный шоколад, на его долю пришлось 5,4%. Кроме того, специалисты подсчитали, что лидером по продажам являются шоколадные плитки с различными добавками, вроде ореха или изюма (41,2%), традиционные плитки занимают второе место - 31,1, на третьем месте - пористый шоколад (18,8%).

Что касается шоколадных конфет в коробках, то здесь отечественные потребители остаются верны своим предпочтениям. По данным ACNielsen, первенство удерживают конфеты с трюфелем и нугой (39,3%), ассорти (25,5%). На долю суфле приходится 8,6%, а на долю конфет с алкоголем - 5%.

Общая для рынка тенденция смены потребительских предпочтений также налицо: экономичные марки конфет в коробках (до 300 рублей за кг) постепенно уступают позиции сегменту 'люкс' (от 501 рубля за кг). Доля первых снизилась с 84,8% (декабрь - ноябрь 2003 года) до 76,8% (тот же период 2004 года), а доля элитных конфет выросла с 6,1% до 8,4%.

Любимые сладости
Среди мучных кондитерских наблюдается стабильный рост (20%) в категории сахарного глазированного печенья. Глазированные вафельные изделия (торты, батончики) тоже пользуются стабильным спросом - их предпочитают до 65% потребителей. Устойчивым спросом пользуются круассаны и маффины с шоколадными начинками, а также кексы, глазированные шоколадом. Прирост по данным видам продукции в 2003-2004 году составил порядка 15-17%.

«Сейчас кондитеры начинают осваивать менее традиционные сегменты. В частности, многие производители взяли курс на производство так называемой «функциональной» карамели, содержащей дополнительные свойства - витаминизированные, освежающие дыхание, защищающие от кариеса, лечебные. У этого сегмента, скорее всего, блестящее будущее - прирост будет составлять до 20%», - считает Юрий Данилюк

Вкусное дерево
Дерево какао растет только во влажном климате. Дожидаться, пока оно начнет приносить плоды, приходится целых пять лет. Собирают красноватые бобы вручную. Плоды делятся по качественным признакам. Бывают благородные (с тонким ароматом), такие растут на Яве и Цейлоне. Бывают ординарные с горьким привкусом, они произрастают в Африке и Америке.

Настоящий шоколад делается из тертых какао-бобов с добавлением сахарной пудры и какао-масла.

Такой шоколад долго не хранится. Через какое-то время он покрывается белым налетом (это выступают кристаллы какао-масла).

Псевдошоколад изготавливают из какао-порошка и заменителя какао-масла. В отличие от настоящего, он не тает во рту, а размазывается, зато хранить его можно сколько угодно.

Но самым важным параметром для определения настоящего шоколада является дисперсность массы. Под этим загадочным термином подразумевается распределение частиц сахара и какао-бобов в шоколадной массе. В этой субстанции не должно быть частиц больше 25 мкм. Если шоколад делается из совсем мелких частиц (менее 5 мкм), он получается вязким. Если же частицы крупнее, во рту может оставаться ощущение песка. Также градация разновидностей шоколада проводится по содержанию в нем какао-масла.

Шоколад бывает обыкновенным (какао-масла в нем 31-33%), десертным (содержание какао масла - 32-35%), пористым (при его изготовлении применяют давление).

Горький шоколад содержит тертого какао более 50%, а черный - около 40%. Белым шоколадом называют сладость, сделанную не основе какао-масла без добавления какао-бобов. Белый цвет получается за счет сахарной пудры. Белый шоколад менее популярен, чем десертный и обыкновенный, так как дорог в производстве. Белый шоколад не надо путать с молочным, в который, как не сложно догадаться, добавляют молоко. Кстати, впервые добавлять в шоколад молоко додумались в XVIII веке англичане. Какао-масла в таком шоколаде от 25 до 31%.

Есть шоколад с крупными добавлениями (это любимые многими сладости с орехами, изюмом, вафельной крошкой).

Шоколад принято запивать крепким чаем без сахара. Если же хочется совместить шоколад с алкоголем, то лучше отдать предпочтение коньяку или бренди. Шоколад с шампанским не очень полезен.

Игроки
По данным «Бизнес Аналитики», в 2004 году расклад на рынке шоколада был следующим: Nestle - 22%, 'Красный Октябрь' - 6,6%, 'Бабаевский' - 5,2%, 'Рот Фронт' - 5,2%, Kraft Foods - 9,5%, Mars - 9,5%, 'СладКо' - 5,3%. Еще 36,7% пришлось на других производителей.

По различным данным, объем шоколадного рынка в денежном выражении в 2004 году составил от 1,12 до 1,33 млрд. долларов.

Лидирующим сегментом являются шоколадные плитки (39,1%), на втором месте - конфеты в коробках (26%). Третье место занимают развесные шоколадные конфеты (18,9%). На долю батончиков приходится 15,9% рынка.

В сегменте плиточного шоколада лидером является компания Nestle (35,4%), на втором месте - Kraft Foods (27,4), третье место с долей 14,3% занимает холдинг «Объединенные кондитеры».

В сегменте упакованных шоколадных конфет также лидирует Nestle (25,7%). Второе место занимают «Объединенные кондитеры» (14,4%), на третьем обосновалась компания «А.Коркунов» (12,8%).

В сегменте развесных шоколадных конфет с большим отрывом лидируют «Объединенные кондитеры», на их долю приходится 42,3%. На втором месте расположилась Nestle (11,2%), третье - у холдинга «СладКо» (9,5%). В продажах батончиков нет равных компании Mars (66,3%), в три раза меньше продает Nestle (20,7%), замыкает тройку лидеров Cadbury (9,2%).

Сергей Рябов, Кирилл Сазонов

Газета