25.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Взятие "Трои". Eckes-Granini может приобрести петербургского производителя соков



ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ
МАРИНА НОСКОВИЧ

"Троя-Ультра", неоднократно заявлявшая о своих намерениях стать пятым национальным игроком на соковом рынке, похоже, разочаровалась в возможности добиться этого самостоятельно. Компания рассчитывает привлечь крупного европейского партнера. Участники рынка полагают, что им может стать компания Eckes Granini.
"Троя" уже заявляла о намерении стать серьезным игроком на рынке, но сделать это самостоятельно ей не удастся, поэтому привлекаются сторонние инвестиции",- считает начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова.
Одним из ведущих игроков рынка соков компании удалось стать только на северо-западе России. Компания владеет заводом в Петербурге мощностью 150 млн л в год. Основные брэнды: "Долька", "Троя Золотая", "Нектаринка", "Северная Ягода" и "Соковичок". Также "Троя" разливает соки Minute Maid (марка Coca Cola), которые поставляет в McDonalds.
В 2004 году оборот "Троя Ультра" составил около $40 млн, чистая прибыль - порядка $1,5 млн. Компания принадлежит петербургской промышленной группе "Троярд" (также занимается выпуском стройматериалов, косметики и гигиенических средств).
По данным "Бизнес Аналитики", в 2004 году российский рынок соков составил около $2 млрд. По данным ОФГ, на долю "Лебедянского", "Вимм-Билль-Данна", "Мултона" и Нидана" пришлось около 90%. "Троя-Ультра" занимала лишь 1,6%.
Около полугода назад "Троя" заявляла о намерении стать пятым национальным игроком. Однако, похоже, владельцы "Трои" поняли, что сделать это самостоятельно им не удастся. "Мы ведем переговоры с одной из западных компаний для привлечения инвестиций в развитие "Трои"",- сообщила вчера "Бизнесу" директор по связям с общественностью "Троярда" Ирина Герасимова.
Эксперты рынка уверены, что речь идет о продаже крупного пакета "Трои" европейскому производителю соков. Наталья Одинцова из ИК "Проспект" полагает, что инициатива в покупке "Трои-Ультра" могла исходить от иностранцев. "Возможно, это не "Троя" ищет партнеров, а западные игроки, например инвестиционные фонды, заинтересовались российским пищепромом",- предполагает Одинцова. Аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина называет "Трою-Ультра" "привлекательным для любого иностранного производителя активом". "Остальные отечественные игроки либо стоят слишком дорого, либо неудачно расположены",- говорит Загвоздина.
Аналитик ФК "УралСиб" Марат Ибрагимов оценивает "Трою" в $20 млн, Наталья Загвоздина - в $35 млн. В качестве наиболее вероятного претендента на покупку "Трои" эксперты называют немецкий концерн Eckes Granini - лидера немецкого и французского сокового рынка, занимающего 8% европейского рынка соков и нектаров. В 2003 году оборот компании составил 704 млн евро. В России Eckes Granini производит сок Granini небольшими партиями на собственном заводе в Ленинградской области мощностью 12 млн л в год, а также поставляет соки из Венгрии. По данным "Бизнес Аналитики", компания занимает 0,1% российского рынка.
Менеджер одной из западных компаний, производящих напитки и соки, сообщил "Бизнесу", что слышал о переговорах "Трои-Ультра" и Granini. Представитель крупного российского производителя соков уточняет, что "переговоры начались еще в прошлом году". Еще один эксперт говорит, что на "Трою" могла бы претендовать и Coca Cola, однако менеджер по связям с общественностью российского офиса Coca Cola Владимир Кравцов опроверг эту информацию.
Наталья Одинцова из "Проспекта" называет возможный выход Eckes Granini в Россию "логичным шагом": "Компания уже представлена на рынке. Чтобы развиваться, им нужно найти российского партнера".
Участники сокового рынка спокойно восприняли возможную покупку "Трои" западным игроком. "Они вряд ли смогут составить нам серьезную конкуренцию. Их суммарный годовой объем мы производим за месяц",- говорит директор по связям с общественностью "Мултона" Сергей Лавриненко. Для масштабных изменений необходимы серьезные вложения и время, вряд ли они моментально смогут потеснить крупнейших игроков,- добавляет он. С Лавриненко соглашается PR-директор "Лебедянского" Александр Костиков: "Неважно, есть ли у компании производство в России, сейчас главное - наличие сильных брэндов". По оценке Костикова, "раскрутка" новой марки на соковом рынке сейчас стоит не менее $10 млн. "Рынок конкурентный - чтобы получить даже полпроцента, надо сильно вкладываться. Вряд ли на нем найдется место пятому игроку",- резюмирует Костиков.


Деловая газета "Бизнес"