25.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Кто есть кто на 1 млн кв. м. Вышел первый рейтинг продавцов коммерческой недвижимости



ИЛЬЯ ТЕРЕНТЬЕВ
МАРГАРИТА ФЕДОРОВА

Исследовательский центр "Индикаторы рынка недвижимости" вчера опубликовал рейтинг агентств по коммерческой недвижимости. Такая классификация была предпринята и публично оглашена впервые. Участники рынка - как фигуранты этого списка, так и не вошедшие в рейтинг - достаточно скептически отнеслись к этой оценке, ссылаясь на поверхностность данных.
В проведенном исследовании учитывалось предложение площадей в 60 новых и реконструированных бизнес-центрах, площади в которых предлагаются в аренду или выставлены на продажу. Их общая площадь составила чуть более 1 млн кв. м.
Сам автор исследования, руководитель аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко подчеркивает, что закрытость данного сегмента рынка не позволила сделать полноценной оценки доли компаний. По его словам, непрозрачность офисного сегмента сравнима с ситуацией на рынке новостроек около пяти лет назад. "Вместе с тем по объемам предложения офисных площадей можно судить и о том, кто есть кто на рынке коммерческой недвижимости",- считает Репченко.
Первая десятка в большинстве состоит из зарубежных компаний, а в первую тройку вошли Swiss Realty Group, Paul's Yard и Knight Frank. Что интересно, представители даже этих компаний, которые, понятно, остались довольны отведенными им местами, посчитали, что рейтинг составлен не совсем правильно.
Их точку зрения разделяет и большинство прочих участников рынка. Так, по словам Екатерины Кутумовой, директора по связям с общественностью Colliers International, не совсем понятно, по каким параметрам составлялся рейтинг, так как список объектов не представлен. "Скорей всего объекты, вошедшие в этот список, частично не соответствуют параметрам классификации офисных зданий классов А и B, утвержденным "большой четверкой" в рамках Московского исследовательского форума. Мы полагаем, что одним из вариантов составления грамотного рейтинга могла бы быть оценка деятельности компаний по количеству реальных сделок в квадратных метрах. Или по количеству объектов, представляемых компанией на эксклюзивной или ко-эксклюзивной основе. Но по большому счету ни один из рейтингов не отражает реальной ситуации на рынке, так как в большинстве случаев они субъективны",- считает Кутумова. По мнению Эльзы Талиповой, руководителя направления коммерческой недвижимости ЗАО "Корпорация МИАН", актуальных для рынка рейтингов сегодня не существует, поскольку объективная оценка возможна только в условиях открытого рынка, в то время как рынок коммерческой недвижимости пока таковым не является.
Как отметил Сергей Храмов, директор по развитию компании 4 rent estate, публиковать какие-либо рейтинги можно было бы по результатам независимой аудиторской проверки, которой пока никто не делал и вряд ли она в ближайшее время появится. Закрытость рынка вследствие борьбы за клиента мешает объективным оценкам, которые пока можно делать только по рекламе компаний.
Вместе с тем ряд участников рынка одобряет исследование. По словам Михаила Геца, руководителя департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood, рейтинг составлен верно, если рассматривать его с точки зрения перечисленных в нем компаний. Тем не менее, присвоить этим компаниям места представляется невозможным по нескольким причинам. "Если составлять рейтинг, исходя из заключенных сделок той или иной компанией, то вряд ли он будет объективным ввиду нежелания многих клиентов "светить" сделки, особенно на рынке продаж коммерческой недвижимости. Самым "светлым" считается сегмент аренды офисов класса А, в рамках этого сегмента возможно составить рейтинг. Также возможно составить рейтинг, опросив собственников зданий и девелоперские компании",- полагает он.
Мария Крюкова, PR-директор Swiss Realty Group, отмечает, что плюс этого рейтинга состоит хотя бы в том, что впервые была предпринята попытка объективно оценить место каждой из компаний на офисном рынке Москвы.
Подводя итоги своего исследования, Олег Репченко отметил, что существует масса способов получить нужную информацию, несмотря на все чинимые препятствия. И открытый обмен данными, как и предоставление всей информации о товаре любому заинтересованному лицу, больше способствует развитию рынка, нежели "игра в прятки".


Деловая газета "Бизнес"