25.02.2005

Сговора не было. ФАС признала, что авиакомпании не виноваты в росте цен на билеты



Елена Мазнева

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готова признать, что топливная надбавка авиакомпаний, которая привела к росту цен на авиабилеты, не была причиной сговора. Как рассказал “Ведомостям” заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, сегодня ФАС должна объявить об этом официально.


По данным Министерства транспорта, в 2004 г. российские авиакомпании перевезли 33,7 млн пассажиров. Емкость рынка пассажирских авиаперевозок, по оценкам Транспортной клиринговой палаты, превысила $6 млрд.

Проверка ФАС началась в ноябре прошлого года, после того как крупнейшие авиаперевозчики ввели специальную топливную надбавку, которая составила $10-15 с пассажира в зависимости от рейса. Аналитик ОФГ Елена Сахнова тогда оценила рост цены на авиабилеты в 4-6%. Представители авиакомпаний заявили в ноябре, что это вынужденная мера, связанная с резким ростом цен на топливо. ФАС силами своих территориальных управлений решила проверить, насколько это соответствует истине. Ведомство заподозрило, что перевозчики просто решили увеличить выручку в обход жестко ограниченных тарифов. Но по итогам проверки ФАС готова все-таки принять сторону авиакомпаний. “Скорее всего будет дана такая оценка, что авиакомпании в этом процессе [ценовой сговор] не участвовали”, — говорит Голомолзин.

В авиакомпаниях говорят, что ожидали такого решения. “Посыл о ценовом сговоре изначально был ложным”, — считает заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков. С ним согласен Михаил Кошман из “Сибири”. “Авиаперевозки постоянно подвергаются ценовым атакам”, — добавляет Кошляков, напоминая о новой проблеме отрасли. Это предложенное Минтрансом 40%-ное увеличение аэропортового сбора за безопасность.

Топливную надбавку “Аэрофлот” убирать пока не собирается. А Ольга Трапезникова, директор по СМИ компании “Красэйр”, добавляет, что даже с ее учетом убытки от повышения цен на топливо они не покрывают. Если бы ФАС признала авиакомпании виновными в ценовом сговоре, максимум, что могло бы им грозить, — возврат всех необоснованно полученных доходов, утверждает управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян.

С ноября 2004 г. авиакомпании могли дополнительно собрать за счет топливной надбавки $100 млн, предположил директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. При этом если продолжится рост цен на керосин, то авиакомпании “обязаны будут” еще повысить топливный сбор, а вместе с тем и цену на билеты, добавляет аналитик.

Правда, представители авиакомпаний заявляют, что повышение топливного сбора пока не планируется.



Ведомости