25.02.2005

Заводов не хватает. Спрос на российские компьютеры превышает предложение



Роман Дорохов


Рост спроса на ПК заставляет российских сборщиков задуматься о расширении производства. В августе компания Kraftway запустит в Обнинске завод, способный выпускать до 1 млн компьютеров в год при объеме российского рынка в 2004 г. в 5,1 млн ПК. Kraftway планирует собирать на нем компьютеры не только для себя, но и для своих конкурентов.


По предварительным данным исследовательской компании IDC, в 2004 г. в России было продано 5,1 млн компьютеров, ноутбуков и серверов – на 31% больше, чем в предыдущем году. Оборот Kraftway, по собственным данным, в 2004 г. вырос по сравнению с 2003 г. на 91%, составив $155 млн. Компания поставила заказчикам в 2004 г. 193 438 ПК и 7773 сервера. По статистике IDC, в IV квартале 2004 г. Kraftway занимала второе место на рынке ПК после Depo Computers, а по данным Gartner – третье место после Formoza и Depo Computers.

Kraftway в августе закончит строительство своего завода в Обнинске, пообещал на этой неделе гендиректор компании Алексей Кудрявцев. По его словам, цена этого проекта составляет $15 млн, из которых $8 млн компания уже потратила. Kraftway собиралась запустить производство в Обнинске еще в 2004 г. — но оказалось, что завод расположен в болотистой местности, осушение которой потребовало времени.

Кудрявцев говорит, что в 2006 г. завод сможет выпустить 1 млн настольных компьютеров. “Завод окупится, как только будет перерезана ленточка, — ожидает он, — рынок получит контрактного поставщика, способного на любое производство под заказ”. Он добавил, что услугами нового завода может заинтересоваться, например, американская Dell.

Однако глава московского представительства Dell Александр Чуб говорит, что сейчас у компании нет интереса к контрактной сборке компьютеров в России и ей хватает тех пяти контрактных сборщиков, которые выпускают компьютеры этой марки за рубежом. Не интересуется контрактной сборкой и вице-президент группы компаний “Формоза” Владимир Шаров. “С ней столько проблем, что проще все сделать самим, — полагает он, — я пока не вижу заказчиков на контрактную сборку”.

Гендиректор Depo Computers Александр Баринов заверил, что компании сейчас хватает собственного производства, способного выпускать около 350 000 компьютеров ежегодно. Он считает, что разместить заказы на сборку компьютеров на чужом заводе могли бы небольшие производители, у которых нет возможности расширить собственные производственные мощности на 20 000-30 000 ПК в год.

Компьютеры для Fujitsu-Siemens и других компаний собирает зеленоградский концерн “Научный центр” (КНЦ). Гендиректор Центра Александр Гончарук говорит, что КНЦ уже выпускает более 1000 компьютеров в день. Он уверен, что спрос на услуги контрактной сборки ПК в России далек от насыщения.

Гендиректор компании “Аквариус” Владимир Шибанов отмечает, что контрактная сборка интересна компаниям, работающим в корпоративном и государственном секторах. По его словам, заказы от клиентов из госструктур поступают неравномерно и пик их активности приходится на конец года. Шибанов говорит, что в “Аквариус” периодически обращаются другие игроки с предложениями о контрактной сборке. А директор K-Systems Эдуард Воронецкий признает, что в ноябре и декабре 2004 г. его компания привлекала сразу трех сторонних сборщиков, чтобы выполнить внеплановые дополнительные заказы.

Директор по IT-консалтингу компании “Коминфо Консалтинг” Сергей Македонский считает, что услуги по контрактной сборке действительно будут востребованы в России. “Рынок становится более зрелым, и идет его структуризация, — рассуждает он, — кто-то сфокусируется на производстве, а кто-то строит брэнд”. Поэтому выпуск на чужом предприятии продукции для раскрученной марки в России приживется, считает эксперт.



Ведомости