Патриотизм становится накладным. Обслуживание "Волги" и УАЗа обходится дороже иномарокРОМАН ГУЛЯЕВ До сих пор российский потребитель не обращал внимания на стоимость владения автомобилем - гораздо важнее для него был фактор дешевизны самого автомобиля и запчастей к нему. К тому же бытует мнение, что российский автомобиль гораздо дешевле в обслуживании иностранного. Исследование показало, что это далеко не так: статистика постепенно меняется, причем не в пользу отечественного производителя. "Бизнес" представляет рейтинг стоимости владения 30 самых популярных автомобилей на российском рынке. Для исследования мы взяли основные модели российского производства, 20 самых популярных иномарок по итогам продаж в 2004 году, а также две модели с потенциально сильными позициями на рынке (очереди на Mazda3 доходят до года, а на прошлогодних продажах Opel Astra сказался длительный перерыв в поставках из-за смены модели). Стоимость владения складывалась из стоимости обслуживания, страхования (ОСАГО и КАСКО), топлива, налога на владельца транспортного средства, а также разницы между стартовой ценой автомобиля и стоимостью при перепродаже через три года. Российские автомобили в массе своей остаются самыми дешевыми в эксплуатации. Вне конкуренции "Ока": из-за низкой стоимости обслуживания, страховки и минимального расхода топлива она почти в два раза опередила конкурентов. Однако заметим, что стоимость владения этим автомобилем почти в два раза больше цены самой машины - иномарки же в большинстве своем стоят столько же или дороже цены владения. По стоимости обслуживания на 100 тыс. км пробега "Ока" также оказалась впереди. Но ближайший конкурент - Ford Focus - отстал лишь на $4 (разницу можно считать в пределах погрешности). Особенно с учетом того, что учитывалась только стоимость плановых ТО - при этом цена дополнительных работ, необходимых из-за "внезапных" неисправностей, осталась за кадром. При недорогом относительно иномарки ремонте такие работы обычно приходится проводить чаще. Что касается переднеприводных автомобилей ВАЗ, то по стоимости обслуживания они уступают не только бестселлеру рынка иномарок Ford Focus, но и Nissan Almera. При этом стоимость обслуживания Lada-110 и Lada Samara (2114, 2115) рассчитывалась исходя из оказавшихся в распоряжении "Бизнеса" нормативов ВАЗа по стоимости ТО для московских дилеров первой категории. В реальности же, как пояснил источник "Бизнеса", стоимость нормочаса завышается в полтора-два раза: мотивируется это тем, что дилер дает продленную гарантию, стоимость которой "зашивается" в цену ТО. Если же брать реальные цены московских дилеров на ТО для Lada, то в рейтинге стоимости обслуживания эти автомобили уступят и Peugeot, и Mazda. То же самое наверняка коснется и новой модели Lada Kalina, которая появится на рынке во второй половине года. Как уже писал "Бизнес", стоимость владения этим автомобилем окажется на уровне $13,6 тыс. за три года - то есть в нынешнем рейтинге она заняла бы место во втором десятке. Стоимость обслуживания более дешевой классики оказывается дороже даже исходя из нормативов ВАЗа. Объясняется это тем, что конструкция автомобиля более архаична и требует недешевых операций (к примеру, регулировки клапанов, настройки карбюратора), которые не нужны на более современных моделях. Также недешевым оказывается обслуживание дешевого ИЖ-2126 "Ода" в единственном в Москве фирменном сервисе: при пересчете на 100 тыс. км пробега автомобиль оказывается на двенадцатом месте в рейтинге. По стоимости владения - свыше $10 тыс. (в 2,2 раза больше цены самой машины - хуже результат только у внедорожника УАЗ "Хантер") - "Ода" уступает узбекской иномарке Daewoo Matiz. Также откровенно дороги в эксплуатации "Волга" и "Хантер", естественно, при условии обслуживания у официального дилера. Другое дело, что обычно владельцы таких автомобилей предпочитают делать все в гараже своими силами. Но в нашем рейтинге все находятся в одинаковых стартовых условиях. Что касается иномарок, то дороже всего в обслуживании оказываются, как это ни странно, недорогие корейские автомобили и Toyota - брэнды-лидеры продаж российского рынка. Они делают ставку на конкурентную стартовую цену, "добирая свое" на обслуживании. В то же время Mazda и Nissan оказываются более доступными в обслуживании, но при этом достаточно дорогими во владении: сказывается высокая стоимость страховки, проистекающая от дорогих кузовных деталей. Деловая газета "Бизнес" |