04.03.2005

Схемотворные заявления. Из Алексея Миллера едва не сделали частное лицо



"Газпром" и "Роснефть" Как и предполагал Ъ, объявление об окончательной схеме слияния "Газпрома" и "Роснефти", с которым руководство выступило в среду, было преждевременным. Пресс-служба "Роснефти" вчера фактически опровергла сделанные накануне главой "Газпрома" Алексеем Миллером заявления о грядущем поглощении концерном нефтяной компании и выделении "Юганскнефтегаза" (ЮНГ) в независимую госкомпанию во главе с Сергеем Богданчиковым. "Роснефть" сообщила, что, хотя и поделится с "Газпромом" частью активов, но сохранит самостоятельность, при этом в ее составе останется ЮНГ. К вечеру некие "источники, близкие к совету директоров компании", через информагентства объявили сообщение "Роснефти" технической ошибкой. Официальные представители "Роснефти" это не подтвердили.

Нефтегазовое побоище
Совместное заявление руководителей "Газпрома" и "Роснефти" по поводу окончательной схемы слияния двух компаний в среду практически не комментировалось никем из официальных лиц. Именно поэтому и фондовый рынок, и инвесторы восприняли заявление Алексея Миллера и президента "Роснефти" Сергея Богданчикова как победу "Газпрома". Впрочем, не отреагировать на происходящее правительство не могло: вчера с утра господин Миллер и глава Минпромэнерго Виктор Христенко докладывали на заседании кабинета министров вопрос о инвестпрограмме "Газпрома".

На заседании правительства сразу несколько министров подвергли Алексея Миллера жесткой критике по разным поводам (см. стр. 1 и 14). Со стороны ситуация выглядела так, будто правительство крайне раздосадовано какими-то действиями Алексея Миллера, но конкретизировать свои претензии не хочет. Вопрос о "Роснефти" тем не менее на заседании комментировался – о поглощении компании говорили как о решенном деле и Алексей Миллер, и Виктор Христенко. Алексей Миллер, в частности, заявил, что сотрудничество ЮНГ и "Газпрома" будет осуществляться на основе уже подписанных "Роснефтью" договоров с ЮНГ. А глава Минпромэнерго сообщил, что появление у ЮНГ новых собственников в лице ООО "Форпроект XXI" и ООО "Мега Альянс" (см. вчерашний номер Ъ) – следствие того, что "Газпром" уже начал поглощать "Роснефть". Подробности, впрочем, он благоразумно опустил.

Виктор Христенко также отметил, что из ЮНГ планируется создать государственную вертикально интегрированную компанию, а на поглощение "Роснефти" в бюджет "Газпрома" уже заложено 52 млрд рублей. Алексей Кудрин, к слову, предложил не утверждать эту строчку бюджета "Газпрома", но премьер Михаил Фрадков дипломатично предложил перенести обсуждение на потом, а бюджет "принять к сведению".

По данным Ъ, принципиально схема слияния "Газпрома" и "Роснефти" была утверждена на встрече господ Миллера, Богданчикова и президента России Владимира Путина вечером 1 марта – именно после этого 2 марта руководители компании и появились в эфире НТВ. Однако, как выяснилось, под схемой слияния "Газпром" и "Роснефть" подразумевают совсем разные вещи.


Сделки не будет
Во время заседания правительства пресс-центр "Роснефти" выступил с новым заявлением по поводу слияния, в котором изложил свою версию "окончательной схемы".

Выглядит она так. 10,7% акций "Газпрома" будут обменяны не на 100% акций "Роснефти", а на "часть ее активов". При этом "Роснефть" сохранит юридическое лицо, а кроме того, "полный контроль над деятельностью активов, которые будут переданы в организационную структуру 'Газпрома'". Сами активы требуют, вопреки сказанному Алексеем Миллером, дополнительной оценки. А вот управлять этими активами единолично "Газпрому" вряд ли кто-то позволит – в противном случае под угрозой окажутся обязательства "Роснефти" и выплата ее долгов. Они, по данным "Роснефти", близки к $20 млрд.

И наконец, в сообщении указывалось, что Сергей Богданчиков не собирается возглавлять ЮНГ, а данные о том, что ЮНГ превратится в самостоятельную госкомпанию, не более чем личное мнение Алексея Миллера. К тому же, подчеркивалось в сообщении, все детали сделки "Газпрома" и "Роснефти" еще будут дорабатываться.

В "Газпроме" не стали комментировать сообщение "Роснефти". Пресс-секретарь главы "Газпрома" Сергей Куприянов заявил Ъ: "Мы так быстро своей позиции не меняем" – и подтвердил, что схема слияния, о которой говорил Алексей Миллер, "получила принципиальное одобрение". В пресс-службе "Роснефти", в свою очередь, Ъ заявили, что принципиальное одобрение получила другая схема, предусматривающая раздельное управление "Газпромом" и "Роснефтью".

Ко второй половине дня заявлений чиновников, утверждающих, что Алексей Миллер не прав и никакого окончательного решения проблемы "Газпрома" и "Роснефти" нет, значительно прибавилось. Так, по заявлению Виктора Христенко, "никто не может назвать точной даты, когда произойдет сделка". Глава Росимущества Валерий Назаров высказал мнение о том, что никакой схемы слияния "Газпрома" и "Роснефти" пока и быть не может, а схема отделения ЮНГ от "Роснефти" вообще не обсуждалась. Замглавы МЭРТа Андрей Шаронов заявил в 15.50 агентству РБК, что в правительстве нет официальной точки зрения по поводу сделки. А чуть позже глава МЭРТа Герман Греф сообщил, что детали сделки будут обсуждаться правительством "в течение недели".

Еще немного, и наверняка кто-либо из ответственных лиц заявил бы, что Алексей Миллер "окончательную схему слияния" просто выдумал, а его совместное с Сергеем Богданчиковым появление на НТВ (съемка обоих менеджеров происходила в "Газпроме") – искусная подделка. Однако вечером ситуация неожиданно изменилась.


Полуфинал
Источники, близкие к администрации президента, в течение всего дня не комментировавшие происходящее в компании, сообщили, что ближе к ночи ожидается некое сообщение из Кремля, которое "расставит все точки над i". По всей видимости, о том, что в Кремле готовится некое разъяснение по сложившейся ситуации, несколько отличающееся от позиции "Роснефти", стало известно и в правительстве. К вечеру тон обсуждения схемы слияния стал осторожнее. Герман Греф, например, подтвердил, что ЮНГ по решению правительства все-таки отделят от "Роснефти".

После 21.00 информагентства со ссылкой на источник, "близкий к совету директоров 'Роснефти'", выпустили сообщение, согласно которому заявление "Роснефти" о схеме слияния следует считать "технической ошибкой", а Сергей Богданчиков, находящийся в отпуске, его не санкционировал. По данным Ъ, в действительности эта информация была распространена сотрудниками администрации президента по распоряжению главы администрации президента Дмитрия Медведева. В 21.40 Сергей Куприянов заявил Ъ, что "Газпром" полностью подтверждает заявление, сделанное Алексеем Миллером в интервью телеканалам 2 марта.

"Роснефть" ситуацию не комментировала. Однако, как стало известно Ъ, никаких технических ошибок не было, и дневное заявление "Роснефти" ее президентом Сергеем Богданчиковым, действительно находящимся в отпуске за пределами России, все же было утверждено.

Ъ продолжает следить за развитием событий.
ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН



За что министры ругали "Газпром"

На заседании правительства с особенно резкой критикой к "Газпрому" обратился его бывший основной лоббист глава МЭРТа Герман Греф. Из его слов следовало, например, что проект Северо-Европейского газопровода нерентабелен, поэтому его проектирование не имеет смысла. По словам министра, "Газпром" не способен в течение ближайших лет реализовать свои планы по росту добычи газа и одновременно – по реконструкции сети газопроводов, инвестпрограмма "Газпрома" недостаточно велика, а долги – неразумно растут. Глава МЭРТа оценил потери газа "Газпромом" в 50 млрд кубометров в год. Ну а министр природных ресурсов Юрий Трутнев поставил в вину "Газпрому" недостаточную активность в разработке месторождений Ямала, в частности Бованенковского месторождения.




КоммерсантЪ