04.03.2005

В Питере приватизировали "Москву". Один из крупнейших городских отелей стал частным



Андрей Мусатов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Вчера состоялся аукцион по продаже госпакета акций трехзвездочной гостиницы “Москва”. Победила компания “Центр инвестирования”, которая обошла 18 претендентов и заплатила за 74% акций “Москвы” примерно $40 млн. Участники рынка предполагают, что покупатель существенно переплатил.


Гостиница “Москва” построена в 1976 г. на площади Александра Невского, перед Александро-Невской лаврой. В гостинице 800 номеров. Позиционируется в среднем ценовом сегменте ($70–80 за номер). Около 25% акций отеля при приватизации было распределено между членами трудового коллектива, остальные оказались в собственности города.

На вчерашний аукцион зарегистрировалось 19 участников, среди которых были структуры, представлявшие интересы петербургского банка “Викинг”, торгового холдинга “Адамант”, “Отель Бизнес Сити” (входит в столичный холдинг “Металлоинвест-Маркет”) и другие. Стартовую цену госпакета в 74,42% акций “Эрнст энд Янг — стоимостное консультирование” определила в 443,2 млн руб. (около $15,2 млн). После ожесточенной борьбы победителем стало ЗАО “Центр инвестирования”, предложившее 1,115 млрд руб. (около $40 млн). “Такого роста цены мы не ожидали. Наш прогноз был примерно на уровне $30 млн”, — заявил председатель петербургского комитета по управлению городским имуществом Игорь Метельский.

Представлявший компанию-победителя Александр Квашонкин заявил, что его компания была создана специально для покупки “Москвы” и новые владельцы собираются инвестировать в отель сумму, “близкую к цене покупки”. При этом повышение класса гостиницы и включение в какую-либо из существующих сетей не планируется. Квашонкин признал, что является акционером “Центра инвестирования”, но отказался уточнить свою долю и назвать остальных учредителей.

Участники рынка считают, что одним из соучредителей компании “Центр инвестирования” является петербургский холдинг “Адамант”, владелец и оператор крупнейшей в Петербурге сети торговых центров (по собственным данным компании, ее оборот составляет $20 млн в месяц). Об этом “Ведомостям” сообщили сразу два эксперта по гостиничному бизнесу, а также два чиновника петербургской администрации, знакомых с ситуацией. В списках совета Торгово-промышленной палаты Петербурга Александр Квашонкин числится советником ЗАО “Адамант”.

По данным Регистрационной палаты Петербурга, по состоянию на 2002 г. Александр Квашонкин являлся руководителем ЗАО “Русские отели” и общественной организации “Санкт-Петербургское благотворительное общество “Деловая помощь”. Обе эти компании близки к владельцам петербургских гостиниц “Россия” и “Выборгская” (также продана на аукционе городского фонда имущества). Пресс-секретарь компании “Русские отели”, близкой к холдингу “Базэл”, Елена Гурьянова уточнила, что к ее компании Квашонкин отношения не имеет. Квашонкин подтвердил, что учредители его компании “уже покупали гостиницы у фонда имущества”.

Аналитики гостиничного рынка считают, что покупатель переплатил. Для гостиничного бизнеса предельная цена — около $25 млн, говорит Сергей Ковалев, исполнительный директор консалтинговой компании “ИнтерКонсалт”. Покупатель, заплативший за “Москву” $40 млн, скорее всего сократит часть гостиничных площадей, а освободившиеся будет использовать более эффективно. Другого такого места — большая площадь рядом со Староневским проспектом — в Петербурге нет, говорит Ковалев.

Представитель компании Caspian в России Роман Львов также считает, что цена “необоснованно высока”. С точки зрения инвестиций на один номер, $40 млн — нормальный показатель. Но если рассматривать ее как бизнес — гостиница столько стоить не может. По данным Львова, оборот “Москвы” в прошлом году составил около $17,5 млн, а чистая прибыль — чуть более $1 млн. “Покупатель "Москвы" явно переплатил”, — говорит он.

Гостиничные сети потеряли интерес к участию в торгах после достижения суммы примерно в $30-33 млн, утверждает Алексей Афанасьев, представляющий в Петербурге интересы компании “Интурист Отель Групп” (которая также подавала заявку на участие в торгах, но в аукционе не участвовала). “Такая гостиница, как "Москва", окупит вложенные в нее $40 млн примерно через 10 лет”, — говорит он. Если же вкладываться еще и в ремонт, срок окупаемости увеличивается.

Петербургская администрация начала продавать госпакеты городских гостиниц еще в прошлом году. Новых хозяев нашли объекты экономкласса “Киевская” (55% акций проданы за $2,4 млн), “Выборгская” (60% за $4,6 млн). “Миркемпи Хотелс” выкупила за $18 млн 74,9% акций гостиницы “Пулковская”, а 49% “Прибалтийской” и 23,33% акций гостиницы “Астория” обошлись покупателям в совокупности в $34 млн. Три последние отеля зарегистрированы в форме ЗАО, поэтому покупателями стали акционеры, уже владевшие различными пакетами этих гостиниц.



Ведомости