04.03.2005

GM будет младшим партнером в новом СП с "АвтоВАЗом" по производству двигателей



Глеб Столяров
Юлия Федоринова
Дмитрий Симаков

“АвтоВАЗ” и GM могут объявить о начале строительства моторного завода уже в мае. Но в отличие от действующего СП “GM-АвтоВАЗ”, где у обоих партнеров равные доли, в новом проекте контрольный пакет получит “АвтоВАЗ”. Это объясняется тем, что завод будет ориентирован в основном на поставки двигателей для новых моделей флагмана российского автопрома.


Концерн General Motors – крупнейший мировой производитель автомобилей. В 2004 г. GM реализовал 9,1 млн машин, выручка компании составила $193 млрд, чистая прибыль – $3,7 млрд. “АвтоВАЗ” – крупнейший российский автопроизводитель. В 2004 г. выпустил 717 981 автомобиль. Валовая выручка составила 126 млрд руб. По оценке председателя совета директоров “АвтоВАЗа” Владимира Каданникова, в 2004 г. чистая прибыль по сравнению с 2003 г. вырастет на 10% и превысит 3,1 млрд руб.

В мае прошлого года о проекте строительства завода двигателей в Тольятти сообщил Джон Милонас, бывший тогда гендиректором “GM-АвтоВАЗа”. Тогда он пообещал, что это будут “самые крупные вложения иностранного капитала в российский автопром за все время”. В числе инвесторов проекта он называл GM, “АвтоВАЗ” и некую банковскую структуру. Ожидалось, что официально о запуске этого проекта будет объявлено в ноябре прошлого года. Но руководство GM и “АвтоВАЗа” так и не анонсировало этот проект.

“Ведомостям” удалось выяснить причину, по которой реализация проекта затягивается. По словам источника, близкого к “АвтоВАЗу”, партнеры ждут окончания процедуры развода GM и итальянского Fiat. Дело в том, что американский концерн должен внести в новое СП мощности завода по производству двигателей из венгерского Сенготтард. Предприятие начало работу в 1990 г., и сейчас выпускает двигатели и трансмиссии. Ежегодный объем производства — более 600 000 двигателей в год объемом 1,4-1,8 л. Основными клиентами завода являются Opel, Allison, Saturn и Vauxhall. Но сейчас завод принадлежит СП GM и итальянского Fiat — Fiat GM Powertrain. Раздел активов между бывшими партнерами, о чем было объявлено в начале февраля, завершится в течение 90 дней. Как только GM оформит право собственности на предприятие, он сможет внести его мощности в новое СП, указывает собеседник “Ведомостей”.

Еще один источник, близкий к “АвтоВАЗу”, говорит, что российское предприятие внесет в СП мощности по производству коробок передач обанкротившейся компании Daewoo Motors India. По его словам, соответствующая заявка кредиторам уже подана. Возможную сумму этой сделки он назвать отказался. “Оборудование обоих предприятий будет демонтировано, привезено в Тольятти и смонтировано на новом месте”, — отмечает собеседник “Ведомостей”.

Официально на “АвтоВАЗе” и в GM не стали комментировать сроки запуска нового проекта и его параметры. Но источник, близкий к американской корпорации подтвердил “Ведомостям” эту информацию. Сотрудник правительства Самарской области также слышал о том, что о начале строительства нового завода будет объявлено после того, как GM оформит права собственности на венгерский завод.

Источник, близкий к “АвтоВАЗу”, указывает, что общая стоимость проекта составит $500 млн. В новом СП его предприятие получит контрольный пакет, поскольку помимо индийского завода выкупит у GM и долю в венгерском предприятии. Источник, близкий к GM, поясняет, что американская корпорация отказалась от равного разделения долей из-за того, что большая часть продукции предприятия будет поставляться на “АвтоВАЗ”.

Руководитель комитета по техрегулированию Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин считает, что теряющий свои позиции на мировом авторынке GM очень заинтересован в скорейшем создании нового СП с “АвтоВАЗом”. “Крупные мировые концерны часто показывают лучшие результаты на развивающихся региональных рынках”, — соглашается аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев.

Аналитики указывают, что на оплату своей доли в моторном заводе “АвтоВАЗу” придется потратить свыше $250 млн. Но они не сомневаются, что предприятию удастся собрать требуемую сумму. Аналитик ФК “УралСиб” Кирилл Чуйко отмечает, что по итогам первого полугодия 2004 г. объем денежных средств на счетах компании составил около $350 млн. Он напоминает, что в конце 2004 г. “АвтоВАЗ” также выпустил CLN на $150 млн, а в феврале 2005 г. заявил о размещении облигационного займа на сумму $180 млн. “Конечно, большую часть средств завод тратит на проект "Калина" и другие перспективные модели, — полагает Чуйко. — Но финансовое положение компании позволяет вложить в новое СП более $250 млн”. А Нуштаев из “Метрополя” полагает, что частично или полностью средства на оплату своей доли в новом СП “АвтоВАЗ” мог бы получить в Европейском банке реконструкции и развития.



Ведомости